Алексей Ушаровский - Как я летел на самолете

Как я летел на самолете. (Правдивая песня о том, как я летел на самолёте и во время полёта размышлял, что же происходит сейчас в моей жизни)

А жена моя сейчас зажигает зажигалку
И закуривает "Яву", и мурлыкает эфир,
И какой-то нехороший говорит ей: "Слушай, Галка,
Не смотри на вещи мрачно, - как прекрасен этот мир!
Ну, а может быть, сейчас нам с тобою повезет,
Ну, а может, разобьется этот самый самолет".

И все это происходит, пока самолет наш мчится
И с криком рвется воздух чуть впереди крыла,
И все мы тут желаем пораньше приземлиться
(Но, боже мой, не раньше, чем сказано в расписании,
утвержденном Министерством гражданской авиации).

А у штурмана товарища Семенова
Настроение паршивое вообще:
Он резонно понимает, что не далее как в полдень
Съел какую-то субстанцию в борще.
И болит его желудок, а на сердце все сосет:
Ну когда ж товарищ штурман,
Наш замечательный работник,
Он жену себе в четвертый раз найдет?

И все это происходит, пока самолет наш мчится
И с криком рвется воздух чуть впереди крыла.

И летим мы, все летим, пролетаем город Нежин,
И оттуда умный мальчик в телескоп на нас глядит.
Телескоп весь ледяной, город Нежин весь заснежен,
Мальчик видит наш фонарик и волнуется в груди.
Он-то думает, что мы на летающей тарелке.
Умный мальчик, ты ошибся, мы ведь местные, свои.

И все это происходит, пока самолет наш мчится
И с криком рвется воздух чуть впереди крыла.

И сижу я тут, сижу, весь пристегнутый ремнями,
И скопленье населенья наблюдаю под собой.
И вся жизнь моя летит разноцветными огнями,
И летающих тарелок в небе явный разнобой.
И я думаю, что прав композитор Д.Тухманов
И поэт В.Харитонов, что заметили однажды
После тщательных раздумий и проверки многократной,
Что, действительно, прекрасен этот мир.

И все это происходит, пока самолет наш мчится
И с криком рвется воздух чуть впереди крыла.

Февраль - март 1977

Песня
Название песни: 
Как я летел на самолете
Фамилия Имя автора слов: 
Юрий Визбор
Фамилия Имя автора музыки: 
Юрий Визбор
Конкурсант
Аватар пользователя usharik
Фамилия: 
Ушаровский
Имя: 
Алексей
Страна: 
Россия
Город: 
Москва
Клуб, который вы представляете: 
ЦАП
Конкурс
Номинация: 
Исполнитель
Тур: 
Предварительный тур
Основной тур
Сезон: 
2014 (9 сезон)
Этап: 
Мартовский этап
Rate integration: 
  • -1 (не понравилось)0
  • 0 (средне)0
  • +1 (понравилось)0
Голосование закрыто.

Комментарии

Вот интересно, кто тут такой "добрый"? Чего ужасного-то? :)

По гамбургскому счету, все свои.
Леш - а еще халтурнее ты петь не мог?
"А жена моя сейчас зажигает зажигалку" спето со смущением, с каким, бывает, читает тексты мировой литературы о бабах юный 15-летний девственник.
Ну, а может быть, сейчас нам с тобою повезет,
Ну, а может, разобьется этот самый самолет". - это одно заявление. "Ну, а вдруг случится чудо - и он погибнет с самолетом, и нас освободит".
Ты спел "ну а вдруг НА ЭТОТ РАЗ нам с тобою повезет, ИЛИ может разобьется этот самый самолет" - это саааавсэм другой посыл. Это посыл "ну, мы столько раз хотели освободиться от него, и все не получалось", тем не менее постулирующий "вдруг нам повезет, ИЛИ он погибнет вместе с самолетом".
Это все тот же Виталик-синдром. когда Виталику говорят, что он голосом спел хреновато, зажато и обращаясь к грифу, а он начинает объяснять что он был не в голосе и т.п., а вовсем не в том дело, что гитара ему была важнее чем как петь. Проигрыши-то ты выводишь чисто.

И, возвращаясь к вопросу "как спеть" - смешки на "или может, разобьется" превращают весь этот пассаж в "я это не всерьез, я это понарошку" - а ведь у Визбора-то этого нет, там четкий такой черный юмор, пусть и не очень верит он в наличие любовника.

В припеве ты чуть-чуть подбавил плясовой - зачем, чтобы было еще ненатуральнее? У Визбора-то там жесткое арпеджио, потому что действительно старшноватое это зрелище - самолет, рвущий воздух на околозвуковой скорости.
А ты еще и и гармонию перекосил на "и все мы тут желаем", сделав ее чуть более а ля цыганочка с притопом. Прост-таки "Дембель с гитарой, цыгане и боковушка у туалета - такого от молдавских авиалиний мужик не ожидал."
Илдиотское ощущение, что ты просто не представляешь, что и как ощущает мужик, обдумывающий не с любовником ли сейчас его жена - потому что, в общем, вполне может быть и такое.
Почему я так сказал? а потому что второй куплет ты не порвал лишними, рвущими образ, акцентами. Там все связно и слышится образ, длиннющий такой.
Третий куплет. У Визбора-то прост-таки азарт того астронома там звучит в словах автора - "и оттуда умный мальчик..." и так далее. А у тебя нету этого азартного астронома. У тебя там протяжно там где должно быть ритмично - ты как смычком машешь. Вальяжно так. Ну так мальчик с тобой не согласен, он же волнуется. И если брать точку зрения сидящего в самолете - тоже не с чего минорно так растягиваться - город Неееежин, панимашь ли.
А дальше ты снова скачешь по кочкам. Будучи явно моложе, чем пластинка "Как прекрасен этот мир", ты так и не решил, тянуть или бить плясовую на отсылке к "музыка Тухманова, слова Харитонова" - и на Тухмаове ты еще тянешь, а на Харитонове у тебя уже плясовая. ДЛЯ ЧЕГО? Ты эту песню "Как прекрасен этот мир" - слышал?
Кстати, на "после тщательных раздумий" ты опять-таки вылетел из мелодии. Насовал, типа, септов в Окуджаву, ЕВПОЧЯ. А на последней строке последнего припева вылетел в другую сторону - упростил.

Ну, и наконец - ты точно знаешь, окают ли в городе Нежине Черниговской области?

...и с лязгом откинул верхнее веко

Спасибо. Будет о чем подумать.
По меньшей мере текст надо вычистить и оканье убрать)
Единственное чего не понял, какие изменения в гармонии тебе показались неуместными.
P.S. У Визбора там все же бой а не арпеджио ;)

у него бой, в котором вместо четкого баса идет смазанный бас переходящий в арпеджио. От записи к записи разный. Но ни в одном нет четкого ритмического рисунка, который выдал на припеве ты.
С гармонией все просто - там, где у Визбора идет повторение одного аккорда, ты выбегаешь в другой и возвращаешься. Получается акцент посреди образа, в котором текстово акцента нет. И наоборот - там, где у Визбора выход в диссонанс - что слышно по _аккомпанементу_ если отстроиться от голоса - у тебя идет более простая мелодия. Взяли, и срубили выраженный _музыкальными_ средствами тревожный подтекст на "и с криком рвется воздух чуть впереди крыла".

...и с лязгом откинул верхнее веко

На момент записи у меня не получалось извлечь из гитары нечто похожее на то, что у Визбора звучит в припеве. Пришлось искать некий компромисс. Сейчас нечто похожее получилось, но петь под подобный чес весьма затруднительно. М.б. перезапишу, через какое-то время.

Видимо, я многого до сих пор не понимаю. АП вроде бы суть массовая культура. И вроде бы песни типа Визбора должны быть позволены петься практически любому - разве что не фальшивь, следи за дикцией, и мелодией и не ври аккорды (в смысле, чтобы они не противоречили голосу - а иногда можно и чего-нибудь по своему вкусу добавить). Я вполне принимаю такое исполнение - ну нормально же! А тут идет такая разборка практически по каждому скребку и сглатыванию слюны. Как будто это не народная культура, а нечто консерваторское. И неужто лично Визбор - эталон для исполнения?

При этом, Андрей, ты выставляешь здесь иным авторам музыки совершенно консерваторские замечания.
АП массовая культура ПО СРЕДЕ БЫТОВАНИЯ. Причем, не единственной. Что до оценки услышанного - каждый залезает в глубину в меру собственного желания и умения. Ты начинаешь ковыряться в музыкальной составляющей - Алексей - в актерской. Мне, скорее, Артоболевский на ухо наступил - но его и тебе бы почитать, из твоих работ слышно, что ты в первую голову инструменталист.

...и с лязгом откинул верхнее веко

Ох Лёша (Посадник), как мне повезло, что ты не слышал, как я иногда пою Кима, Ланцберга, Окуджаву, Никитина и пр. Люди говорят, что очень нормально и даже благодарят, а ты наверное бы раскритиковал.

1) "Люди" разные бывают. Есть люди, которые считают, что между АП и, скажем, песней "Ландыши" разницы никакой нет. Есть люди, которые не могут слушать как Митяев поет Визбора, есть те, кому это очень нравится. Так что апелляция к неким сферическим людям не прокатит. Запись давай.
2)тебе еще и очень повезло, что ты не слышал, как мог разносить услышанное Берг - из-за стола жюри 2К.
3) по-моему, Леша и не собирается считать то, что он поет, исполнением а ля массовая песня на застолье в общежитии, нет?

...и с лязгом откинул верхнее веко

Не собирается) Твоя правда) Было бы по другому - зачем тогда мне вся эта садо-маза)))

Посаднику - ну Ланцберга по записям я знаю аж с 1977 года. Моё впечатление молодости не изменилось - хороший автор, но безголосый. В частности, по этой причине я не боюсь петь его песен, т.к. сам безголосый. :-) А то что Ланцберг на мастерских всех разносил - это видимо его характер такой был. А не много ли он на себя брал?

Андрей, а ты это все к чему? Ты считаешь, что посадник что-то сказал не так?
На мой взгляд он в данном случае вполне конструктивен.

Да я всё пытаюсь понять (точнее, уяснить общественно-официальную точку зрения), насколько важно исполнение в жанре АП. Ведь с замечаниями Посадника даже Кобзон бы не справился! Понятно, что исполнители высшего разряда руководствуются т.н. "режиссурой песни" и оттачивают каждую интонацию, динамику, темп. Это отдельная работа, требующая не меньшей подготовки по сравнению с сольфеджированием и аккомпанементом (либо же надо родиться великим актёром песни). И в этой работе можно тоже увязнуть и потеряться.
Тебе-то наверняка замечания Посадника будут полезны. Он-то знал, на кого наезжать!
Хотя, повторюсь, для народного уровня обычно вполне достаточно, чтобы человек не фальшивил и голос был не противный. Попадаются певцы(ицы) с чистым сильным голосом, но поющие мимо нот или даже плавающие в звуке - вот это ужас!

А Кобзона как певца мы в СССР воспринимали оч-чень плохо, заметь. Он деградировал от пения в 60-е "а у нас во дворе есть девчонка одна..." к медному кимвалу конца 70-х, слушать же невозможно было, одно размеренное вещание. Опять же, к вопросу о дрессировке пугачихи у Таривердиева - то, как Кобзон пел "Мгновения" в фильме "17 мгновений весны" и то, как он пел ее же в концертах на день милиции - небо и земля.
Или Толкунова, как она пела "Стою на полустаночке" пока молодая была - ужос, хомчик сплошной, безоблачное счастье на словах "где ж вы, мои весенние года". А постарше стала, что-то для себя поняла, и доросла и до нее, и до, скажем "Перед зеркалом девчушка лет пяти".
Это вопрос соотношения "так сойдет" и "так и надо".

И опять я назову тебя композитором - как раз "народное исполнение" плавающее вокруг точной ноты - это ни разу не криминал никому, кроме того, кто приучен музыкальной школой следить за звукоизвлечением. Так что кто из нас еще пурист. Я бы вообще сказал, что ты, на самом деле, пограничник выходящий за границы ареала СП, еще больше чем какие-нибудь Адриан и Александр - ты пишешь в стиле, который иначе как "композиторская самодеятельность" не назовешь, ибо обращен не к слову, а к звуку. Так же, как Обручев или "Звездные корабли" Ефремова - это самодеятельная проза ученых, а не литература - потому что решает совсем не те задачи, которые положено решать литературе.

...и с лязгом откинул верхнее веко

Насчет Кобзона была зловредная шутка. :-)