Андрей Васильев - Хлебников

Чьё там тело везут
на разбитой хромой колымаге?
Солью хлеб посыпают,
вино самогонное пьют.
Чьё там тело они
подобрали в студёном овраге
и теперь, матерясь,
это тело везут и везут?

А над ними стоит
нелюдимое небо и злое.
А под ними дорога -
глухая дорога лежит.
И телега скрипит,
и угрюмо поют эти двое:
этот парень носатый
и этот хрипатый мужик.

И уже над землёй
начинает неслышно смеркаться.
Чьё там тело везут
с запрокинутым длинным лицом?
И свисает рука,
и за обод цепляются пальцы,
словно мёртвый желает
ухватить колесо.

Песня
Название песни: 
Хлебников
Фамилия Имя автора слов: 
Попов Владимир
Конкурсант
Аватар пользователя Andrei Vasiliev
Фамилия: 
Васильев
Имя: 
Андрей
Страна: 
Россия
Город: 
Москва
Клуб, который вы представляете: 
Беседы
Конкурс
Номинация: 
Автор музыки
Тур: 
Предварительный тур
Сезон: 
2016 (11 сезон)
Этап: 
Февральский этап
Rate integration: 
  • -1 (не понравилось)3
  • 0 (средне)2
  • +1 (понравилось)3
Голосование закрыто.

Комментарии

Как много нового можно узнать и найти, если отталкиваться от песен, представленных в ИК! Для более осознанного и глубокого понимания темы прочитал биографию Велимира Хлебникова, чего бы возможно не сделал бы никогда, не будь этой песни в конкурсе ))) Спасибо за тему, Андрей!
По порядку. Номинация автор музыки. Мне очень понравилось! поставил плюс. Музыка абсолютно в характере. Ритмическая однородность и монотонность создают картину равномерного движения телеги по неровной дороге и перестука копыт... (про звукопись уже упоминали в обсуждениях в этом году). Гармонии не банальны, хотя в 1м куплете не везде четко прослушиваются, когда идет их частая смена, но со 2-го куплета уже все встает на свои места. Аккомпанемент выверенный и изысканный. Это если про музыкальную часть говорить.
Про стихи мы не говорим в этой номинации. Но тема ответственности за их выбор тоже уже поднималась в этом сезоне. И по этой песне есть вопросы к вам, Андрей, как к человеку, выбравшему это стихотворение для создания песни.
Самый главный вопрос - почему песня называется Хлебников? (ответ: потому что стихотворение так называется). Ок. Перефразирую. Про какого Хлебникова идет речь в песне? Самый известный (для меня) человек с такой фамилией - поэт Велимир Хлебников. Вопрос возник из-за одной строчки - "Чьё там тело они подобрали в студёном овраге". Я вот вычитал, что поэта Велимира полностью парализовало за несколько недель до смерти, и умер он в доме своего друга художника П.Митурича в деревне Санталово Новгородской губернии. Т.е. он никак не мог, умирая, скатиться в студеный овраг, я вот к чему... Тогда, кто из всех персонажей в песне Хлебников?
Вопрос второй. Что побудило вас взять для песни именно это стихотворение? (ответ: яркий образ повозки, везущей покойного). Получилась песня-картина, песня-состояние без развития событий или героев, но с живописным описанием самой ситуации и мАстерской музыкальной частью. И в результате после прослушивания остаются весьма противоречивые ощущения (ИМХО). Это своего рода творческий оксюморон - очень интересная в музыкальном плане песня про труп. Не про поэта, заметьте (про поэта там ни слова, кроме названия, которое тоже вызывает вопросы), а именно про труп и про мужиков, которые его везут. Сюрреализм, как в фильмах Бунюэля! Поэтому не удивляйтесь, Андрей, если много поклонников у песни не будет. Не массовое это искусство - сюрреализм...
Вот такие мысли и вопросы после прослушивания.
Удачи в конкурсе и новых творческих находок!
С уважением, Артур

Артур, спасибо за обстоятельный отзыв. Разумеется, имелся в виду Велемир Хлебников. Автор стихов Владимир Попов - 1938 года рожд., член СП России, кожиновской школы, нормальный профессионал. На его стихи писал песни А. Дулов. Мы знакомы и дружим. По содержанию стихов (70-е): что-то "приврать" поэту можно, это же произведение искусства, а не историческая справка.
По моей музыке (2010). У меня не просто гармонии, а скорее мелодические партии инструментов, я вообще имею в виду виолончель, а на 2-м куплете должны бы присоединиться альт и скрипка (может, когда-нибудь всё это дело организую). Потому-то привыкшие к простому будут теряться в моей музыке - и автоматически не принимать. Кто надо, её уже принял.
Почему выбрано было это стихотворение для песни - вопрос странный, потому аналогичного ответа можно не давать.
Есть старое видео, где песня исполняется медленно. Посмотрите на руки - и многое увидите.
http://www.youtube.com/watch?v=eci2aq92zhs

Андрей, "Хлебников" - из твоих лучших песен.
И не случайно, что у слушателя возникает желание пойти дальше, глубже того изображения, которое рисует твоя музыка вкупе со стихами.
Что Артур и попытался сделать, кстати - вдохновленный песней. Но увы, проникнуть внутрь картинки не удалось - остался на ее плоскости и увидел "песню про труп" и песню "про то, чего не было". А ведь честно пытался, даже к биографии Хлебникова обратился...
Но не зацепился за главное, ключевое - с и м в о л и з м .
Как я постепенно начинаю понимать сие произведение (слыша его не первый раз и не первый год) - стихи Попова не просто картинка, это композиция из с и м в о л о в, которые, усиленные музыкальным прочтением, погружают чуткого слушателя в экзистенциальное состояние, это в чистом виде символизм начала прошлого века - со всем его декадентством, вычурной унылостью и даже нарочитостью...

Давно поняла, настоящие поэзию не обязательно понимать сразу, она и сама не сразу открывается, и мы не в каждую минуту жизни к этому готовы, но вот в этой тонкой и крепкой одновременно работе соединяются и попытка авторов (доноров), и попытка слушателей (реципиентов) проникнуть в душу, смутить ее и заставить задуматься о вечном....
И да, нет там никакого трупа, господа.

Счастье - это когда тебя понимают... по-твоему.

Галя, большое спасибо за такой отзыв. Если вчитаться в стихи, можно увидеть, что их писал не просто большой поэт, а ещё и человек, очень любящий Россию. В буквальных строках сказано очень много, а за ними кроется ещё больше. Ну как можно мимо этого стихотворения пройти?
Можно согласиться, что стихотворение (и песню) следует отнести к символизму - но символизму конкретному. Это не набор каких-то мыслительных обрывков. И в музыке имеется четкая мелодическая линия голоса и вполне классическая гармоническая поддержка с выписанной партией сопровождения. Это не Клод Дебюсси, Эрик Сати, Телониус Монк или Модест Петрович Мусоргский, к творениям которых выросшему на трех аккордах барду надо долго привыкать - и можно не привыкнуть вообще.