Александр Храмченко - Случай в электричке

Я ехал в электричке теплым утром
Составом Петушки тире Москва,
И вспоминал, что этим же маршрутом
Известный раньше ездил персонаж

И как бы моим мыслям отвечая,
В вагон зашел интеллигентный бомж,
С лицом, опухшим вовсе не от чая,
Давно мечтавший где-то скушать борщ

Он обратился к гражданам вагона,
Толкнув для них прочувственную речь,
Живет мол, от перрона до перрона,
Что негде жить и часто негде лечь

Что хочет есть – но воровать боится,
Что нету сил – не сможет убежать,
Сомнений нет, что может он напиться
На деньги, что получится собрать

И с этими словами по вагону
Собрал рублей пятьсот на посошок,
Народ наш добрый и чужие стоны
Заставят расстегнуться кошелек

Но вот в конце вагона, у окошка
Мужик вскочил и начал вдруг орать –
Какое право ты, спитая рожа,
Имеешь сука, деньги собирать?

Я может тоже долго голодаю,
И у меня давно доходов нет,
И дети дома тихо ожидают,
Когда я заработаю обед

Бомж молча слушал не перебивая,
Потом вдруг вынул из карманов всё,
Что за сегодня люди надавали
И просто протянул – бери, твоё

Мужик офонарел – ты что, не надо!
А бомж сказал – они тебе нужней,
Мне эти деньги вовсе не награда,
И в тамбур вышел, и захлопнул дверь

Мужик за ним – постой, возьми обратно,
Вагон затих, прислушиваясь к ним,
Один кричал, что люди это вата,
Другой лишь отвечал, что добр мир

Бомж вышел, не забрав обратно денег,
Мужик тот долго в тамбуре курил,
Как видно бомж дал повод для сомнений,
А так ли плох на самом деле мир

Он вышел потрясенный, не иначе,
Сел отвернувшись, стал смотреть в окно
Я выходя увидел, что он плачет,
Так сильно видно за душу взяло

Песня
Название песни: 
Случай в электричке
Конкурсант
Аватар пользователя Александр Храмченко
Фамилия: 
Храмченко
Имя: 
Александр
Страна: 
Россия
Город: 
Москва
Конкурс
Номинация: 
Полный автор
Тур: 
Предварительный тур
Сезон: 
2016 (11 сезон)
Этап: 
Мартовский этап
Rate integration: 
  • -1 (не понравилось)5
  • 0 (средне)1
  • +1 (понравилось)1
Голосование закрыто.

Комментарии

Эта история уже не один день гуляет по соц.сетям и прочим интернетам...
Стих - просто слово в слово пересказывает ее. Вплоть до места действия, описания бомжа, его речи, собранной суммы, ругательств мужика, фразы "фонареет мужик" - "мужик офонарел"... в общем, идентичность полная.

Понятно, что сам стих написан Александром, но это не его задумка (если он не является одновременно автором самой истории). Даже словесные обороты взяты в готовом виде. Поэтому полное авторство в данном случае формально есть, а фактически - содрано...

Будь это полностью авторская задумка, то песне можно было бы дать шанс. Но тут просто пересказан чей-то текст, положен на "универсальную" музыку... Итоговый результат по сравнению с исходной статьей ничего не добавил. Так что оценивать, выходит, здесь вообще нечего.

Плюс источник не указан. Ай-яй.

P.S. Александр, если вы - автор прозаического варианта этой истории, то укажите это, дабы не возникало мыслей о "почти плагиате".

Совершенно верно сюжет не мой, я его просто переложил на стихи. К сожалению автор сюжета мне не известен, история как Вы правильно заметили давно гуляет по интернету. Что касается "содрано", я думаю Вы слишком категоричны. История в прозе и история в стихах это всё-таки разные произведения. Что плохого в том, что прочитав или услышав какую-то историю, она что называется цепляет и ее хочется переложить на стихи? Согласен с тем, что надо было сразу указать, что песня написана на чужой сюжет, это моё упущение, признаю и исправляю оплошность. Кстати буду признателен, если кто-то даст ссылку на первоисточник.
В следующий тур выложу полностью авторскую песню, чтобы избежать подобных упрёков.

Озадачился поиском автора сюжета. Нашёл. Зовут его Михаил Фатахов, о чём с удовольствием сообщаю и прошу считать его соавтором текста моей песни, а именно автором сюжета.
Вот ссылка на первоисточник - http://peplov.livejournal.com/180759.html
Надеюсь авторские права теперь соблюдены в достаточной мере.
Если есть какие-то официальные ограничения на то, что автор песни не может использовать в стихах сюжеты прозаических произведений других авторов, прошу организаторов указать на такой пункт, в этом случае я сниму песню с конкурса.

С точки зрения юридической (авторского права) идеи, события и т.д не являются объектами авторских прав и не защищаются законом.
Авторским правом защищают само произведение. Кстати в истории немало случаев, когда по одному источнику (сюжету) писались произведения разными авторами. И лишь от таланта автора зависело станет ли его произведение любимым и читаемым.

Что касаемо данного произведения - мне лично в нем чего-то не хватило.
Как раз, наверное, более художественной выразительности, поэтичности. Да и в музыку просится что-то оригинальнее.
Кстати, сама история весьма интересна

Александр, я говорила не о нарушении авторских прав, как таковых.
А о том, что в этой песне единственное, что привлекает - это как раз таки сама история. А сама история - не ваша. И даже языковые обороты - тоже взяты из той самой истории. А раз так - что здесь оценивать? Именно в песне.

Спасибо, что указали автора истории! :)
На самом деле, думаю, если вы исполните эту песню у костра, в компании, или даже на концерте - это будет здорово! Люди услышат такую интересную историю, задумаются о чем-то.
Поэтому извиняюсь, если мой пост был слишком категоричен. Иногда бывает :)

Танита, Аннета, спасибо за Ваши оценки. Что касается выразительности и поэтичности, со стороны виднее, а что касается более оригинальной музыки, то здесь я сознательно не стал усложнять, т.к. цель была рассказать историю под музыкальное сопровождение, песня достаточно длинная и перегружать ее более сложной мелодией не хотелось. Возможно для дебюта выбрал не самую правильную песню, ну да что уж теперь...
Кстати Михаил Фатахов официально дал мне разрешение на использование своей истории в этой песне. Это так, к слову...

мнэээээ.
Вопрос возможного плагиата тут даже не восьмой.
Просто песня (а также стихи и т..) написанная по принципу "хочу написать о..." изначально пахнет заказухой. Песен написанных по анекдотам довольно мало, удачных - еще меньше.

...и с лязгом откинул верхнее веко

Стихи очень слабые получились, по-моему!

posadnik, будьте аккуратнее в своих высказываниях. "Пахнет заказухой" в данном контексте означает обвинение в мой адрес, что эта песня написана по чьему-то заказу в чьих-то интересах за чьи-то деньги. Вы можете чем-то подтвердить свое высказывание? Я готов воспринимать критику относительно самой песни, но выражения про "заказуху" считаю недопустимыми.

А вообще доброжелательная у вас тут атмосфера )) В среде авторской песни так принято? Я просто не в курсе... ))

Александр, блин...да повзрослейте Вы уже... ручка в бок, ножка в сторону...
никто Вас ни в чём не обвиняет .речь о том ,что писать на заданною тему удачно -- это большое искусство, сносно --ремесленничество , абы как -- ...ну Вы понимаете)))тут первоисточник --социальная байка(возможно и заказанная) на тему и сделать из этого что нить уровня "искусство" ,уже проблема.( оно и не вышло). я бы это назвал переводом с языка прозы на язык...даже не поэзии --рифмы...наверно.а уж о "музыке" вообще молчу.вряд ли Вы заморачивались на эту тему .а это печально.и если я не прав ...то ещё печальнее(((

а я так надеялся на простой отеческий совет...(И.Христос) ВСЁ СКАЗАННОЕ ВАМИ МОЖЕТ И БУДЕТ ИСПОЛЬЗОВАНО ПРОТИВ ВАС (С)(какой то полицейский из боевика)

Интересная тут манера у некоторых комментаторов - высокомерно-раздражённая. Как я успел заметить это касается различных комментариев и в темах других авторов/исполнителей. Печально (( Ну да ладно...

Что касается творческой стороны вопроса - бога ради, можно и нужно критиковать, ругать, говорить что не понравилось. Это нормально. Только желательно делать это более-менее корректно. Песня не обязана всем нравится, каждый имеет право на свое мнение. Я к этому отношусь спокойно и уж тем более не собираюсь обижаться. Aleksey, где собственно Вы у меня увидели детские обиды на критику стихов или музыки? Речь шла о другом. Человек походя приклеил ярлык "заказухи", а это к критике уже отношения не имеет. Считаю, что подобные утверждения человек должен доказать, в противном случае это непорядочно. Если же он имел ввиду что-то другое, тогда надо точнее выражать свою мысль. Как-то так...

а Вы походя срефлексировали на слово "заказуха " и встали в позу не потрудившись разобраться ,что Посадник имел ввиду.)))) я попытался объяснить и уже Вами обвинён в высокомерии).вот уж чем не страдаю)))
кстати Вы не заметили ,что именно Посадник отметил ,что плагиата тут никакого нет ? а заказуха... Вы прочитали текст --понравился --зарифмовали его ...но Вас то там нет(ни Вас ,ни Вашего Лирического Героя). текст нейтрален , взгляд стороннего безэмоционального наблюдателя .а обезличенность -- это один из наиболее ярких признаков "заказухи " как явления в творчестве.)))
пы.сы
прежде чем звать человека к барьеру неплохо бы дать себе труд разобраться, что он имел ввиду)))и кстати -- если Вам удастся раскрутить Посадника на развёрнутый анализ Вашего произведения, Вам !придётся! запастись терпением( и поставить ,прежде всего себе ,задачу --не обижаться)

а я так надеялся на простой отеческий совет...(И.Христос) ВСЁ СКАЗАННОЕ ВАМИ МОЖЕТ И БУДЕТ ИСПОЛЬЗОВАНО ПРОТИВ ВАС (С)(какой то полицейский из боевика)

Обижаться на анализ произведения не имею ни малейшего намерения, и если с чьей-то стороны будет подобный анализ, пусть даже вдребезги разгромный, не вижу в том ничего страшного. И вообще тему обиды на критику дальше развивать не вижу смысла, т.к. по существу замечаний о самом тексте никаких обид ни на кого у меня нет. Я услышал и принял к сведению. Что меня задело в сообщении Посадника я уже пояснил, повторяться незачем.
Ваша трактовка его сообщения мне понятна, спасибо. Но высказали Вы ее несколько странным тоном, согласитесь - "повзрослейте уже..", "ручку в бок.." и т.п. Поэтому так и отреагировал. По сути Ваших замечаний о нейтральности и обезличенности возможно Вы правы, я как-то не задумывался об этом. Некоторые вещи видимо придется пересмотреть. Поэтому критика со стороны и по делу вещь для творчества безусловно полезная )) Так что примите мою благодарность и извинения за некоторую резкость ))) и предлагаю перевести разговор в русло критики произведения, а не критики друг друга )))

поставил понравилось.
хотя "баллада" получилась длинноватая и не имея текста перед глазами я бы наверно потерял к четвертому куплету нить Вашей повести да и интерес, пожалуй, тоже .
довольно монотонно, в одной тональности сыгранно и это тоже не красит песенку, уж извините. наверно есть смысл оживить ее хотя бы модуляцией или второй гитарой, но это только лично мой мнень и не факт, что песню сразу начнут слушать или петь.
послушал несколько других Ваших песен и задался вопросом, а зачем Вы пришли с этой песней, ведь у Вас есть много других гораздо лучших и интересных (Половина, например), хотя это Ваше личное дело.
на посадника не обижайтесь, он по жизни такой недобрый и грубит всем, кто что-то умеет делать не так, как он сам, плюс к тому же был когда то учеником Ланцберга, и там от кого то научился кусаться и хамить направо и налево.
а в целом мне понравилась Ваша манера исполнения, оригинальный вокал и серьезный подход к работам.

удачи Вам

и с уважением

А.

Андрей Кравцов, спасибо за Ваше мнение и поддержку. Что касается самой песни, то действительно по прошествии некоторого времени она мне и самому уже кажется не слишком удачной. К сожалению так бывает. На тот момент показалось, что она более соответствует формату. Учитывая, что это мой первый опыт участия в конкурсах, спишем на ошибку выбора.
По поводу Посадника, Вы правы. Почитав его комментарии к работам других авторов, а также ознакомившись с его работами, мнение у меня о нем сложилось вполне определенное. Обижаться на подобного персонажа глупо, того не стоит. Авторитетным и заслуживающим доверия его мнение для меня уже не будет, а придирок нагородить можно сколько угодно и на любое произведение, да только ценность их вряд ли отлична от нуля.

Эммм.... как-то не очень получилось.

По тексту - я понимаю что это изложение стихами произведения в прозе, но раз стихи положены на музыку, то к ним добавляются ещё некоторые требования, например по длине. ДВЕНАДЦАТЬ куплетов это как-то всё же перебор. Даже восемь это не сильно хорошо.

По музыке - надо что-то для оживляжу вносить. Я не имею ввиду двухминутный соляк на электрухе, но хоть что-нибудь.

Кривыми должны быть извилины, а не руки.