Владимир Соляр - Суета сует

Владимир Соляр
Суета сует.

Ночь, улица, фонарь, аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
А. Блок.

Снова замкнутый круг:
Работа. Дом. Магазин.
С другом встречаюсь вдруг
И вдруг остаюсь один…
Вдруг узнаю опять
Новости из газет,
Давно бы пора понять,
Что все – суета сует.

Смотрю ли спортивный матч –
Там плещет трибун волна.
Слышу ли детский плач –
Там снова идет война.
И кто-то очки набрал
Сиюминутных побед,
Возможно, и банк сорвал…
А все – суета сует.

Кто-то достиг высот –
Званий, чинов, наград;
А кто-то прервал полет,
И вот, –
подаянью рад…
Забавно, что тот и тот
Обижены на весь свет…
И я говорю про то,
Что все суета сует.

Кто-то построил дом,
Рядом разбил свой сад
Сына взрастил потом,
И дело пошло на лад…
Но банально по схеме жить:
Рождение, - свадьба, - смерть.
Спешить и людей смешить
Затянутых в круговерть…

…Друг мой женился вновь,
Свободным побыв едва,
Надеялся на любовь,
А вышел брак номер два,
Взвалил миллион проблем,
Как штангу тяжелоатлет
И выбрал средь сотен тем
Опять суету сует…

А я всё смысла искал,
Которого, вобщем, нет.
Устал,
Хоть и осознал,
Что все – суета сует.
Хватает друзей, подруг,
И, все-таки,
Я один…
А завтра замкнется круг:
Работа,
Дом,
Магазин.

Весна 2003, Рига.

Песня
Название песни: 
Суета сует
Конкурсант
Аватар пользователя druid
Фамилия: 
Соляр
Имя: 
Владимир
Страна: 
Латвия
Город: 
Рига
Клуб, который вы представляете: 
"Рижские барды"
Конкурс
Номинация: 
Полный автор
Тур: 
Предварительный тур
Сезон: 
2011 (6 сезон)
Этап: 
Мартовский этап
Rate integration: 
  • -1 (не понравилось)0
  • 0 (средне)0
  • +1 (понравилось)0
Голосование закрыто.

Комментарии

Мрачновато, Владимир! Но, каюсь, меня такие мысли тоже посещают! А исполнение приятное. Спасибо!.

Предыдущая песня (февраль), была оптимистична, сказочна, иронична, шутлива, и, по-моему, весела!!! Она всегда в зале вызывает и восторг, и аплодисменты, и тёплый отклик...
И что?!
- А ничего!
Никакой реакции на "Самарских бардах"!
Вот и выставил помрачнее...
Хотя, я считаю, что все мои самые интересные песни аранжированы, и по этой банальной причине выставить сюда я их не имею права. А жаль...

Всё можно послушать на сайте: www.solyar.lv

Так песня была "я вас предупреждаю - она шуточная", с пережимом актерства. И то ленивое обсуждение было. А если "ничего" - это про конкурсные плюшки... Ну, наверное, вы слишком многого хотели.
Кроме того: вы не слишком подпустили в вашу мелодию "Путь к причалу"? Я долго вспоминал, какого знакомца мне хочется приветствовать, сняв шляпу.
Что до текста - в нем довольно светлыми нитками сшит мотив Блока/Екклезиаста (начало) и Макаревича (середина). Уж либо "все идет по кругу, и поэтому все суета сует", либо "не стоит гнаться за ускользающей целью, ведь все суета сует". Для двух мотивов одна песня тесновата. Место сшивки даже технически решено странно: "вдруг узнаю опять новости ИЗ ГАЗЕТ (...) СМОТРЮ ЛИ спортивный матч... СЛЫШУ ЛИ детский плач...". Если все через запятую - то это не следует из подачи - "вдруг узнаЮ... смотрю ли... слышу ли...". Если же все начинается с новостей из газет - то слушать и смотреть из них не получится.
И так далее.

...и с лязгом откинул верхнее веко

Обычно молчу, но на эти "замечания" захотелось ответить.
1. А возможно ли здесь кого-то, чем-то удивить? Даже в самых радужных планах не было...
2. "Путь к причалу", ну, быть может, самую малость напоминает (но только одной первой фразой!), однако, я вам ещё десяток аналогий могу отыскать, как со своей песней, так и с большинством конкурсных!
Жанр авторской песни, похоже, не очень-то отличается разнообразием мелодий изначально. К примеру, у Высоцкого по 30-50 песен на одну мелодию можно найти, да и та была им услышана во дворе...
Но!!! Если в "Причале" - 9 нот в первой строке, то у меня 6, уже разница большая. У меня размер - классические 3/4, а "Путь к причалу" - адаптирована под марш. Ритмических совпадений нет. И далее, после первой же муз. фразы, - полное расхождение!!!
У меня в песне присутствует самая заурядная мелодия в жанре большинства авторских песен, без претензий (Макаревич, кстати, тоже не упражняется в композиции, когда пишет песни под одну гитару, а "выбирает" мелодии лежащие на поверхности). И эту песню я нарочито и принципиально писал "не мудрствуя лукаво" для простоты восприятия, дабы не отвлекать слушателя от текста...
3 классических аккорда (тоника, доминанта, субдоминанта, но 5 модуляций, ассоциирующихся с временной спиралью), а подразумевающийся выход на начальную тональность формально создаёт ощущение "замкнутости круга", причём, это слышно даже не музыкантам, - передаётся на уровне интуитивного восприятия...
3. А. А. Блока я тоже сознательно поставил в качестве эпиграфа, желая выделить и подчеркнуть, что мысль сия не нова есть...
К чему же очевидное использовать в качестве обвинения?
4. Теперь о "сшивках", которые шиты "светлыми нитками", хотя идиома предполагает нитки всё же "белые"...
Моё "вдруг" относится отнюдь не к " смотрю ли спортивный матч" и "слышу ли детский плач"!
ВЫДЕЛЮ СПЕЦИАЛЬНО.
"С другом встречаюсь ВДРУГ
И ВДРУГ остаюсь один,
ВДРУГ узнаю опять
новости из газет..."
"Всё в мире ВДРУГ и всё СЛУЧАЙНО", -
в первой строфе именно об этом и говорится. Именно в этом и суета, и трагедия...
Во второй строфе речь идёт о тех самых новостях, либо виденных, либо слышанных, и они тоже являются суетой...
На мой взгляд - логичнее не бывает. Все мысли даже графически разнесены по разным строфам. А пытаться смешать мух с котлетами - пусть это заботит В.В. Путина...
5. И последнее. Не знаю как у Вас слагаются песни? Возможно, Вы постоянно озабочены мыслями:
как бы не угодить в плагиаторы?
Или, кто в каком веке, по какому поводу и при каких обстоятельствах об этом уже высказывался?
Так все мысли: и новые, и старые высказаны ещё до нашей эры, начиная с Аристотеля, Платона, Гомера, Виргилия, Авиценны и т.д. Предположу, что и я, и Вы ничего нового уже не выскажем.
Кто-то сказал, что "наши новые мысли - это кратчайшие фразы от одной цитаты до другой".
Новыми, наверное, могут быть только метафоры, наш личностный взгляд на вещи, и наше индивидуальное их переосмысление. Вот этим я и руководствуюсь когда пишу!
Чувствовал я так в тот раз, вот и всё. Как чувствовал - так и писал. (Как у Б.Ш.Окуджавы).
Шатался по городу и переписывал, переписывал, переписывал в уме...
"В тот день всю тебя, от гребёнок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал на зубок,
Шатался по городу и репетировал..."
И не думал ни о Блоке, ни о Макаревиче, ни о банальнейшем "Пути к причалу". И, как мне кажется, - получилось вполне самостоятельное произведение, которое слушают, и слушают хорошо, и пишут множество откликов в том же ИНЕТе.
Вы меня совершенно не переубедили.
А поискать плагиат, или намёк на него, можно у кого угодно, и при желании найти, и даже немало... Главное, - очень очень ЗАХОТЕТЬ "вспомнить и поприветствовать того самого знакомца, сняв шляпу..."
С уважением.

Владимир, я думаю что никакого плагиата здесь нет, просто для такой темы это стандартный музыкальный квадрат с вариациями и модуляциями, которые вполне уместны здесь. Сама поднятая тема такова что украшать ее всякими мелодическими штучками нет необходимости ибо будет иначе теряться смысл. Единственное что не совсем понятно - нет логической концовки а есть логический тупик. Ведь все-таки человек понимая что он ограничен в жизни домом, работой и магазином не ограничен ничем в своих мечтах,творчестве, интересах и пр. Весь вопрос найти тот ключик к жизни который хоть изредка будет нарушать рутину жизни и давать человеку некое моральное удовлетворение, чувство творца,тогда и жизнь не будет казаться застывшей схемой из которой нет выхода. А в песне этого нет, а есть мрачный конец и обреченность. В общем по закону жанра выход должен быть или намек на него. Иначе зачем писать подобные песни- чтобы продекларировать бессмысленность существования в ограниченных схемах?

ну и фиг с ним. Не собираюсь никого ни в чем убеждать. Даже если я говорю "у вас текст нарушает главный закон монтажа - "после того - значит, вследствие того". Так-тоже-можно, но зная как именно нарушаешь и для чего.
Но и это тоже можете не читать. Ведь главное что
"слушают, и слушают хорошо, и пишут множество откликов в том же ИНЕТе".

...и с лязгом откинул верхнее веко

Да не главное отзывы, и прослушивания второстепенны, всё понятно, как Божий день...
Да! Есть, есть некое логическое противоречие...
Ну и фиг с ним! (Используя ту же лексику).
Понимаю, что надо ликвидировать все эти шероховатости, нещадно бороться с "грязью". Борюсь! Но последнее время это уводит меня к полному переписыванию текстов, и получается нечто, с диаметрально противоположным смыслом.
Когда в ум вторгается разум - всё идёт наперекосяк. Всё от лукавого... Да и само мастерство в какой-то мере от него же...
Вроде всё и гладко и причёсано, а душа просочилась и меж пальцев ушла...
Это не в оправдание, я в общем-то самоед...
Но в песне, в целом, семантический ряд, по-моему, целостен и логичен. Главное, донёс, что хотел.
Александр Кудрявцев правильно заметил - логический тупик. Именно так себя в тот момент и ощущал, именно это и хотел высказать. Но!
Ведь это только одна из ноток настроения, а я многогранен!))))))))))))))))))
Спасибо за отзывы! Во всяком случае, это лучше, чем непроизносимая, ехидная критика про себя))))

P.S.
Основная мысль была таковой: лирический герой прекрасно понимает, что мир втиснут в определённую схему, ограничен ей, в ней живёт и к ней приспосабливается. Понимая это, лирический герой осознаёт банальность и безысходность происходящего, а понимание - это уже шаг к нарушению канонов, правил, к разрушению стен... Но вся трагедия в том, что понимая, он продолжает как и все существовать в рамках схемы. "Работа.Дом. Магазин."
А предложение А. Кудрявцева: найти выход... Дать надежду... Или хотя бы направить мысль в эту сторону - это уже следующая тема...

Знаешь, Владимир, ведь намек на луч надежды не обязательно должен быть в словах. Можно и в музыке как-то это отразить. Я вот в своей февральской песне при общей безнадежной направленности лермонтовского стиха оставил "луч надежды" финальным мажорным аккордом. Не знаю правда как это воспринимается на слух, но думаю в общем понятно многим.

Это хороший ход! Я тоже так часто делаю - финальный аккорд - мажорный!
Но, в данном случае, на концертах, я слушателям предлагаю вместе со мной эту песню превратить в оптимистическую... Перепеваю последнюю фразу с совершенно другой интонацией, делая акцент на слове МАГАЗИН!!!
Получается очень весёлый финал:
Работа. Дом.. МАГАЗИН ????
Работа. Дом... В МАГАЗИН)))))))))))))
Желаю хорошего настроения!