Павел Мантель - Осеннее небо

Я глаза подниму и осеннее небо
Упадет мне не плечи прозрачной своей глубиной
Тополь сбросил листву в ожидании снега
И открылся какой-то иной красотой
По аллеям брожу и закаты листаю
Краски лета ищу на пожухлой листве
Их хочу подарить улетающей стае
Я и сам если б мог , потянулся к Весне

Я и сам если б мог , то поднялся над полем
Над озябшей , дождями прибитой травой
Над своею тоской , над березовым морем
Над мирской суетою и глупой мечтой
И упав на крыло над рекою наверно
Понял вдруг всю ненужность заученных слов
Про большую любовь и про жгучую ревность
И про тяжкую ношу нам господом данных крестов….

Так летите- летите, свой путь повторяя
Унося на крылах песни солнечных дней
Вы споете еще для цветущего мая
И опять полетит белый пух тополей…
--------------------------------------------------

Песня
Название песни: 
Осеннее небо
Конкурсант
Аватар пользователя Мантель Павел
Фамилия: 
Мантель
Имя: 
Павел
Отчество: 
Эрнстович
Страна: 
Россия
Область/край/республика: 
Оренбургская область
Город: 
Оренбург
Клуб, который вы представляете: 
Конкурс
Номинация: 
Полный автор
Тур: 
Предварительный тур
Сезон: 
2019 (14 сезон)
Этап: 
Январский этап
Rate integration: 
  • -1 (не понравилось)3
  • 0 (средне)2
  • +1 (понравилось)1
Голосование закрыто.
Комментирование заявки: 
Обсудить достоинства и недостатки песни.

Комментарии

Павел приветствую! Поздравляю с началом нового сезона! Песня получилась тонкая, образная, как всегда у вас. Но на мой взгляд есть некоторые моменты, которые обращают на себя внимание, но которые можно легко «зашлифовать». 1. В первых трёх предложениях - три разных времени в глаголах. Подниму, упадёт - будущее; сбросил, открылся - прошедшее; брожу, листаю - настоящее. Тополь уже сбросил, с ним ничего не поделаешь, но действия ЛГ желательно в одно время поставить, имхо (как вариант - поднимаю глаза, и осеннее небо...).
2. Вторая строфа - сослагательное наклонение. Но не хватает второй уравновешивающей частицы «бы», по принципу «если бы, то я БЫ». Варианты - я и сам, если б мог, то взлетел БЫ над полем... Понял БЫ всю ненужность... 3. Слово «заученных» в контексте дальнейшего текста не самый точный синоним «избитых». Люди обычно не заучивают слова про жгучую ревность и тяжесть крестов. Имхо. 4. Завершающая строфа. Есть повтор «летите-летите», после которого однокоренной глагол «полетит» уже слышится как перебор с полетами. 5. Мелодия оборотами сильно напоминает «Мою дорогую, мою несравненную леди» Визбора...
Извините, что я прямо с начала сезона с придирками ))) но я же не в плане завалить или принизить достоинства песни, а в плане заинтересованно подсказать со стороны )))
Удачи в конкурсе! Новых успехов в творчестве! Неиссякаемого вдохновения!

Привет Артур! Спасибо за подробный разбор.Не согласен по "временным формам".Песня из двух частей :первая-действие(я глаза подниму),вторая - размышление ( я и сам если б мог)юПрочитайте так и все "устаканится" ))).
На "леди" действительно похоже. Наверное причина в "простых" мелодических решениях.Довольно распространенных. Отсюда вероятно возникла "похожесть". Но такого рода "замечание" слышу впервые,хоть песня не новая и звучала довольно часто.В любом случае есть смысл подумать над "разбором"..Спасибо!

Павел, в Вашей песне, с моей точки здения, использованы удачные образы, но мне очень режут слух глагольные рифмы стихов этой песни. Или, я даже не знаю как такие рифмы правильно назвать, - тут не глаголы, но одни и те же окончания добавляются к рифмующимся словам: "глубиной" - "красотой", "травой" - "мечтой" и т.д., такие моменты в песне часто встречаются.

Вы ставите в тупик ..Даже не знаю, как отвечать)))Глагольные рифмы?.Кстати ,что плохого в них? Эти "формы" придают стиху динамику и движение ...Конечно же все хорошо в меру)))И здесь я точно не "переборщил")))Ну а "глубиной-красотой" -вообще точная рифма....Точнее не бывает)))))

... он наслаждался глубиной,
хоть знал: бывает глубь иной!..
и... все ж добавил красок той,
что всех затмила красотой...
))) сорри за киргуду )))
Просто умилило "точнее не бывает" ))) Да, конечно, одинаковое окончание при попадании в заданный размер можно считать рифмой. Но, мне кажется, что Давиду не хватило глубины рифмы. В таком коротком тексте можно еще усовершенствовать фразы, памятуя, что "нет предела совершенству" (С)
Есть же в нем достаточно точные "и закаты листаю/улетающей стае" или "наверно/ревность", значит потенциал автора позволяет весь стих отточить тщательнее, и мы это прекрасно знаем по предыдущим годам.
Впрочем, это как всегда мои личные тараканы, прошу не обижаться на мое ИМХО - оно обычно молчит в сторонке... под подушкой... придавленное гантелькой... в 16 пудиков... )))
Удачи, Павел. Всегда с нетерпением жду твои новые вещи.

Удачи!
Позаботьтесь о природе! Не распечатывайте этот документ без необходимости.

Привет Алексей!Можно конечно и усовершенствовать....А ,впрочем, хорошо по этому поводу сказал Андрей Берестнев:......."Поэтому я и стараюсь сделать так, чтобы было не идеально - идеально всё равно не будет, а так - чтобы слушателю пришлось по душе, а хороший исполнитель заметил потенциал песни и решил бы сделать её по-своему...а может - лучше."))))

Это что-то новенькое в терминологии - глагольная рифма )))) Так-то она завсегда грамматической называлась ))) А с Давидом соглашусь, когда в грамматической рифме совпадают только гласные буквы, то она вроде бы и точная, но на слух как-то не то... Сам грешу порой )))

Ничего новенького)))Такая терминология существует....А Давиду "не нравиться",судя по приведенным словам, именно грамматическая (параллельная) рифма ..Имеет право)))) Вот интересное мнение на этот счет.:
"Поэты, литературоведы и критики много говорят о глагольной рифме. Что же такое глагольная рифма? Хороша она или плоха? Некоторые поэты морщатся, только услышав одно словосочетание глагольная рифма. Примените такую рифму в стихе два - три раза и вас тут же запишут в безнадёжные графоманы.
В. Онуфриев в "Словаре разновидностей рифмы пишет: "Глагольная рифма - разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов: плыву - зову, жить - тужить. Так как придумать глагольную рифму не составляет труда, такие рифмы называют ещё и бедными: петь - гореть, шуметь - лететь. Да, прав был В.В. Онуфриев: глагольных рифм много и рифмовать глаголы легко. Но ведь нетрудно рифмовать и прилагательные "прекрасный - страстный - опасный - ужасный", или наречия "прекрасно - страстно - опасно - ужасно". Да, и если уж совсем начистоту, 99% существительных рифмуется элементарно, а рифму к оставшемуся 1%, поэту с плохой фантазией всегда подскажет словарь рифм.
Сейчас стихи пишет каждый третий, каждый пятый считает себя уже состоявшимся поэтом. Поэтому, почти любую рифму (а не только глагольную) можно назвать "банальной", "затёртой до дыр". И мало найдётся современных поэтов, которые способны придумать десяток - другой рифм, ранее никем не применявшихся.
А что же делать начинающему поэту?
Вообще избегать глагольных рифм, или, не слушая критиков использовать их в своих произведениях постоянно? Нужно помнить, что в мире не существует стопроцентных истин. Современный стих будет хорошим лишь при условии, что автор в своей работе попытается использовать все разнообразные способы и версии стихосложения, все многовековые поэтические наработки. Нельзя отказываться от любых достижений поэзии, это в любом случае движение назад. Давно известно, что можно научиться стихосложению, но нельзя научиться поэзии (слова "талант от Бога" - актуальны всегда.).

Но вернёмся к глагольным рифмам. Прежде всего, все слова в стихе должны гармонично сочетаться. Внутренние рифмы, аллитерации, проверка каждого слова на уместность использования в данном стихотворении и многое другое, без всего этого поэзия выглядит очень бледно. Глагол создаёт ДВИЖЕНИЕ в стихе, он - динамика жизни. Попробуйте написать стих, например о нежности, избегая глаголов? Это вполне возможно, но без глаголов эта нежность будет созерцательной, сухой и бездушной. И лишь глагол способен заставить строку, предложение, мысль работать в полную силу

ПОЭТОМУ:

1. Не уходите от глагольной рифмы, но и не злоупотребляйте ею. Всегда и во всём надо придерживаться меры.
2. Но если уж вы ввели в строфу глагольную рифму, то она должна быть точной и по возможности богатой (жить - ворожить - служить - тужить, петь - скрипеть - сопеть и т. д.).
Старайтесь избегать "бедных" глагольных рифм типа "вершить - крутить", "лепить - сообщить". Одна "бедная" глагольная рифма может свести "на нет" достоинства любого стихотворения.
3. Очень выразительны строки, где глагол рифмуется с другими частями речи
(обнимать - мать, ходить - нить).
4. Избегайте похожих и однокорневых рифм: побежал - рассказал, знает - узнает, любит - не любит, перегрузка - разгрузка. В хороших стихах они вообще недопустимы.
4. Не забывайте, что такие рифмы, как: мне - тебе, твоих - моих - своих очень портят любые стихи.
По большому счёту такие словосочетания и не являются рифмами.

5. Старайтесь уходить от избитых и стёртых рифм: Родина - смородина - уродина; любовь - вновь - кровь. Розы - морозы - слёзы.

6."Поздравляю - желаю" - убийственная рифма. Старайтесь никогда её не использовать.
7. Если в первой строфе вы применили смежную или кольцевую рифмовку, она должна идти до конца стихотворения.
Начинающий поэт должен избегать стихов с использованием неточных рифм. В противном случае он может привыкнуть к неряшливой рифме, и техника правильного и свободного рифмования останется для него недоступной. Укрепившись же в точной рифме, поэт безопасно для своего творчества сможет вводить неточные рифмы.

Статья "О глагольной рифме" - статья собирательная. В ней использованы мнения и выдержки из текста таких известных авторов, как В. Онофриев, А. Всегдар, М. Гаспаров."

Не смогла мимо пройти...
По статье: 7 пункт вызывает запредельное изумление О____О А как же сонеты, онегинская строфа, народная поэзия, где это сплошь и рядом. Как раз наоборот круто, когда поэт ловко с этим играет, а не лепит строфу за строфой по шаблону. Не это сделает стихотворение хорошим и плохим.

Теперь про терминологию. Господа-литературоведы давным давно дали названия всем видам рифм: от графических до макаронных. Для того, чтобы обзывать какие-то "бедными", а какие-то "богатыми", надо смотреть на опорный согласный - то есть, на согласный перед ударным. Если он совпадает - рифма "богатая", если нет - "бедная". Это не показатель её точности и - даже - глубины.

цеЗ'ура - литераТ'ура - рифма точная, но бедная и неглубокая
конъюнкТ'ура - литераТ'ура - рифма точная и богатая, но по-прежнему неглубокая

глубокой рифма станет тогда, когда начнут совпадать звуки до опорного согласного, то есть:

аппаРАт'ура - литеРАт'ура - глубокая, точная и богатая рифма. Но может быть глубокая и точная, но не богатая, а может быть глубокая-богатая, но не точная и так далее.

При этом точность рифмы условно определяется тремя звуками - условно*. "Красота - глубина" такая же не-рифма, как и пресловутая "палка - селёдка".

Неточные, но глубоко-богатые рифмы круче просто точных, которые чаще всего, действительно, бывают просто грамматическими. Кстати, из примеров статьи: "приходить - уходить" тоже ведь попросту не рифма. А "улетаю - стае" - рифма, но вовсе не точная, как сказали выше, а богатая. Как и "наверно - ревность".

"Попробуйте написать стих, например о нежности, избегая глаголов? Это вполне возможно, но без глаголов эта нежность будет созерцательной, сухой и бездушной. И лишь глагол способен заставить строку, предложение, мысль работать в полную силу" - Афанасий Афаньсьевич бы не согласился, ага.

Но я вообще хотела конкретно про глагольные рифмы сказать и про появление представления о "банальной рифме", возникшего на рубеже XVIII - XIX веков как раз в связи с попыткой отказаться от глагольных рифм, использование которых начали считать дурным тоном. Решили - не будем больше и столкнулись с появлением сплошных роз-гроз-слёз-мимоз и прочего. Тут важно: к сожалению, от грамматической рифмы не уйти. Если бы не эти попытки, некоторые слова не затрепали бы себя до такого состояния, в котором мы находим их сегодня, воспринимались бы нормально. Но в начале XIX века случился перекос в их сторону. Эксперимент с отказом от глаголов быстро себя изжил, они вернулись в поэзию. У того же Пушкина их больше всего остального, вместе взятого, так что смешно, когда за глагольность человека сразу записывают в графоманы. Повторюсь, не рифмами стихотворение красно)

Кстати, у французов с поэзией всё ещё хуже, у нас хоть возможны рифмы разноударные))

* условно - потому что на самом деле там свои правила и таблицы, позволяющие подсчитать количество отличий между фонемами и так далее.. нам-то здесь это точно не нужно =)

И цитата по случаю.

Проводя аналогию с прозой, хочется вспомнить Нору Галь. Которую, кстати, называли "русской мамой Маленького Принца". Которого, как известно, написал француз ))) Так вот, она в своей потрясающей книге "Слово живое и мертвое" говорила о глаголах: Жгите! И терпеть не могла отглагольные формы. ))
Касаемо стихов о нежности без глаголов. Вспомнился мне почему-то Бальмонт. Его "Влага", написанная на спор. С условием наличия в каждом слове буквы "л" )))

С лодки скользнуло весло.
Ласково млеет прохлада.
"Милый! Мой милый!" – Светло,
Сладко от беглого взгляда.

Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под луною белея.
Ластятся волны к веслу,
Ластится к влаге лилея.

Слухом невольно ловлю
Лепет зеркального лона.
"Милый! Мой милый! Люблю!.."
Полночь глядит с небосклона.

Это я к тому, что дело в могучести таланта, а не в необходимости наличия отсутствия )))

Согласна с Артуром и по поводу "времен", и по поводу "если б, ..." . И согласна с тем, что мелодия достаточно традиционна. В ней нет оригинальности и индивидуальности.

"Времен" логическая нестыковка идет уже в первом куплете:

Я глаза подниму - будущее
Упадет мне на плечи - будущее
Тополь сбросил листву - прошедшее
И открылся - прошедшее
По аллеям брожу - настоящее
Краски лета ищу - настоящее
Их хочу подарить - будущее

Могут ли существовать на одной площадке сразу несколько времен? Редко, но могут. Должна быть очень четкая логическая взаимосвязь между ними. Здесь же времена скорее всего "соединились" для удобства стихотворного.

Еще добавлю. "Стыковка" одинаковых согласных в стоящих рядом словах не очень хороша и для самого стихотворения, а уж тем более для песни: "Их хочу подарить..."
Проговорить, и тем более пропеть точно, - это невозможно. Вы и сами поете "и ххочу подарить..."

Что еще напрягает. Отсутсвие или пропуск знаков препинания. Понятно, что в песне этого не видно) Но когда читаешь само стихотворение - жутко раздражает.

Нуу....друзья)))Вы прямо с "логарифмической линейкой" пытаетесь разбирать поэтические тексты...))В данном случае глаголы будущего времени (грамматически) используются по смыслу для описания времени настоящего(подниму сейчас) Ведь здесь нет привязки к конкретному времени (подниму завтра ).Не знаю,есть ли в правилах русского языка такая норма , в английском ,например ,есть...Это вопрос к спецам.
Что касается знаков препинания .Использую их там,где они действительно необходимы.В ритмически гармоничных стихах они лишние. Тем более в песенных. Здесь каждый исполнитель выделит свои акценты.

Павел, а это известная проблема. Слушают песню не ушами, а глазами. ))) Один мой знакомый председатель серьезного клуба авторской песни вообще выступает против вручения текстов песен на конкурсах. Спорно, конечно, но имеет право на существование. Особенно в свете критерия данного конкурса - "можно ли эту песню петь у костра.

Есть такое дело,Михаил.)))Думаю,что от наличия/отсутствия запятых "костер" точно не погаснет))))

Если это не что-то вроде: "казнить нельзя помиловать" )))