Александра Коленбет - Гензель и Гретель

- Вершины деревьев темнеют, не видно дороги.
Зачем нам спешить, ведь не сможем мы выйти из чащи...
- Иди, дорогая сестра, пока чувствуешь ноги.
Иди сквозь туман и сквозь дождь, по земле моросящий.

Иди, я отметил нам путь, я оставил нам знаки.
- Их птицы склевали, я крошек не вижу во мраке.
- Иди, дорогая сестра, и гляди, не мигая:
Я белые камни оставил, не крошки, а камни.

- Я кажется помню те камни, их видела раньше.
Я помню ручей у осины, от ветра дрожащей.
И мостик я помню, и серое тусклое небо...
Я помню, отец приносил нам картошки и хлеба.

Вершины деревьев темнеют, не видно дороги.
Тебя я не вижу, мой брат, только чёрную птицу.
- Иди, дорогая сестра, ты почти на пороге.
Вон видишь тот домик чудной возле самой границы?

Я чёрная птица, ты станешь такой же, сестрица!
Иди же туда, где ты сможешь поесть и напиться.
Вдоль белых камней просто следуй, не надо бояться.
Туда, где ты сможешь забыться, где сможешь остаться.

Вдоль белых камней просто следуй...
- Мы умерли, Гензель?
- Да, Гретель.

Песня
Название песни: 
Гензель и Гретель
Конкурсант
Аватар пользователя Александра Коленбет
Фамилия: 
Коленбет
Имя: 
Александра
Отчество: 
Сергеевна
Страна: 
Россия
Город: 
Москва
Клуб, который вы представляете: 
КСП "Могикане"
Конкурс
Номинация: 
Полный автор
Тур: 
Предварительный тур
Основной тур
Сезон: 
2019 (14 сезон)
Этап: 
Январский этап
Rate integration: 
  • -1 (не понравилось)3
  • 0 (средне)0
  • +1 (понравилось)7
Голосование закрыто.
Комментирование заявки: 
Обсудить достоинства и недостатки песни.

Комментарии

Неоднозначная оценка. Интересная тема, хорошее стихотворение, хорошая тревожная мелодия с «подгоняющим» подголоском (в музыкальной составляющей ощущается влияние творчества М.Щербакова))). Текст в данном стихотворении как помогает целостности песни, так и определенные сложности создаёт. Самый сложный момент - это показать диалогичность изложения. Когда звучит обращение «сестра» или «брат», то понятно, кто говорит, но в других случаях - нет. Потому что мелодия на словах брата и словах сестры одинаковая. Потому что интонационно или по высоте звука голос брата или голос сестры не индивидуализирован. И потому что по форме брат и сестра говорят все время в разных частях куплета. Варианта решения два - или исправлять текст под форму, что проще. Или изменять музыкальное и интонационное изложение, отталкиваясь от существующего текста, что сложнее, но творчески безусловно интереснее. Надеюсь, понятно о чем речь. Для сравнения вспомните известные песни-диалоги Высоцкого или Визбора. И ещё, на мой взгляд, хорошим формообразующим фактором могла бы стать контрастная по музыке середина на воспоминаниях Гретель ( со слов «я кажется помню...»). Там и по изложению контраст - этот куплет уже не спешный путь, а воспоминания о прошлом. Можно уйти голосом на октаву вверх или в лирический мажор уйти. Но это все на ваше авторское усмотрение, разумеется.
Моя оценка +0,5 ))) а раз промежуточных результатов не бывает, то округляем до +1
Удачи в конкурсе!

Очень согласна с Артуром. Пока слушала, формировались те же комментарии. К счастью, Артур их уже озвучил!

Интересная баллада может получится. Но здесь, пока все осталось на этапе "задумки". Нет развития ни музыкального, ни драматургического. Только зарисовка с помощью неплохого тревожного мелизма. А дальше? Пока что все монотонно. Надо бы еще поискать.
Балладная тематика мне близка. Люблю эту нишу. Удачи вам в поиске!

(ворчливо) менестрельник это, смежная субкультура, они в лесах собираются водку жрать в тематических костюмах, а не в свитерах с оленями.

(под раскаты грома и завывания ветра) Посадник, приди!!!

Кривыми должны быть извилины, а не руки.

Да ладно Вам, ролевики бы с жанровым определением не согласились))
Я вижу сходство только в обращении к условной сказке, по всем же прочим формальным признакам сплошные различия. Не записывайте меня столь категорично в лагерь, к которому не принадлежу))

Если же в действительности возникает ощущение, что это не АП, то я хотела бы знать, почему так и где по мнению каждого считающего подобным образом (кому не лень потратить немного времени на разбор, конечно), пролегает граница нашего жанра)
Это любимый вечный вопрос всех и вся, знаю, но он от этого не перестаёт быть актуальным, даже напротив.

И цитата по случаю.

Музыка в сторону фолка, текст в туда же, манера исполнения тоже, но качество как у самодеятельной песни. Менестрельник и есть. Кстати я даже не говорю, что это плохо.

Кривыми должны быть извилины, а не руки.

Кто же сказал, что это плохо - я хорошо отношусь и к ролевикам, и к здравому фолку. Но, пожалуй, во взгляде на тру-ролевую песню мы с Вами сильно расходимся. У меня на слуху примеры совершенно другой "стороны" фолковой музыки, уж тем более текста и даже исполнения, хотя его можно оставить в стороне, по-всякому поют. Поэтому и удивилась.
Так скажем, если я спрошу мнение знакомых ролевиков, они скажут примерно следующее: мелодия должна быть более жанрово окрашена, то есть, если это драма, то должна быть эпичность, если лирика, то там сплошные "светлые гармонии, дарующие всем добро и печеньки", если трагедия, то вообще не о чём разговаривать - драматизма так и должна переть из каждого интервала... По словам - следует чётко назвать всех персонажей со всеми титулами, описаниями, использовать как можно больше вызорочности и диких метафор, так чтобы текст за зубах скрипел. Или наоборот, чтобы был понятным до примитива - золотой середины не бывает. По структуре - минимум в полтора раза длиннее, а желательно ещё и порастягивать какие-нибудь слова или на крайний случай проигрыш учудить. И вот тогда это возможно бы и сошло за что-то более-менее годное...

Ладно, они этого, конечно не скажут в лицо, но подумают так, судя по тому, что поют. Я понимаю, что ролевая песня этим не ограничивается, нооо... именно такой тип преобладает.
https://www.youtube.com/watch?v=Id_lNr2sY0Y - на мой взгляд может проиллюстрировать всю классическую ролевую эпику, кроме того, что тему выбрать не вполне каноническую.
И это ещё ребята по большей части весёлые.

А вообще здесь нельзя не вспомнить слова Чебыкина:

не любят барды менестрелей
причём взаимно и давно
они друг друга порицают
за то что я к ним отношусь

И цитата по случаю.

"За канистрой водки русский рок орут" - так точнее. Я знаком с данными субкультурами, но не настолько упорот, чтобы слушать эту музыку (за исключением профи, типа того же Филигона, ну или там Канцлера, Назгула, етц). Однако, этого знакомства мне с лихвой хватает, чтобы понять откуда дует ветер.

Кривыми должны быть извилины, а не руки.

Ну что ж =)
Замечу только, что Ваше стойкое мнение ошибочно, и в реальности ветер дует совсем не оттуда, потому что с творчеством Канцлера, Назгула и прочих я не знакома от слова совсем, у Ростислава помимо этого пирожка знаю ровно одну песню, тоже к ролевым никакого отношения не имеющую, и с товарищами-ролевиками мы общаемся на основе других интересов, как раз-таки из-за несовпадения музыкальных вкусов, о чём я уже написала. Влияние этой субкультуры, таким образом, сводится к минимуму, за исключением разве что эпизодически возникаемой Мельницы, которая, имхо, стоит совсем уж особняком и опять-таки не проявляется в этой песне.
Спорить об этом что ли... Интересно говорить о жанровых особенностях, но, видно, не в этот раз.

И цитата по случаю.

Я считаю, что любая песня, исполненная автором, авторская. А вот бардовская она или нет - вопрос, по прежнему не имеющий однозначных ответов! Уж не написать ли на эту тему песню))) Вот только будут ли её слушать, особенно барды?)))))))))))

Ой, много таких))

Ну, если немного вдаться в теорию, то почти что согласилось сообщество говорить, что бардовская песня - феномен 60-80-ых, а потом она умерла и всё, нет больше бардов, осталась только авторская песня, которая непойми что вообще х)) Больше ни на что не согласилось, да и на этой малости далеко не все сошлись. Это всё очень интересно, но приводит к кровопролитиям зачастую, если все участники дисскусии изначально не подложили везде, где нужно, соломки.
Удобно констатировать смерть бардовской песни вслед за Окуджавой, но мы так и не поняли, что у нас осталось. Хотя Булат Шалвович вообще совсем другое подразумевал под. Но на полном серьёзе считать, что ничего больше нет и при этом оставаться в КСП, как мне кажется, вообще невозможно. При этом говорить о сегодняшнем дне невероятно сложно - как-никак мы в эпицентре истории в переломное время. Через двадцать лет будет проще судить, если только не перегрызёмся все, этот вопрос нельзя долго оставлять в стороне, он иногда встаёт ребром.
Не соглашусь с Вашим широким определением, когда заходит речь о жанре, хотя Вы правы, конечно. С фактической точки зрения авторской песней является любая песня вообще - она хоть кем-то да написана. Но тогда надо признать либо музыкальных жанров вообще, либо отсутствие нашего, сливающегося таким образом и с любой дворовой, и с любой попсой, и с романсом, и с чем угодно вообще..
Из последних событий: взбеленившиеся депутаты решили выдавать гранты представителям "новой авторской песни", которых прежде гнобили, а теперь вдруг поняли, что "только закостенелые люди не признают в этом искусства". Это я о рэперах, да, такая у нас теперь "авторская песня". Волосы дыбом.
А чего ждать от внешней среды, когда мы сами не можем разобраться, кто мы, что и как называть? В общем, грустно всё(

И цитата по случаю.

Очень взрослое стихо. Зрелое и по качеству, и по смыслу. Не знаю, сама Аля в силу своей молодости поняла ли, о чем написалось - возможно именно это она и хотела сказать.
Как я поняла: это песня про жизненный путь человека и где-то про смысл его жизни. Любого человека. Жизнь - это путь, путь отнюдь не легкий, в котором помогают ориентиры и согревают воспоминания, но даже когда ничего не осталось, надо продолжать идти - и пусть конец у этого пути всегда один, ты шел, ты оставался человеком.
Спасибо, Аля!

Счастье - это когда тебя понимают... по-твоему.

Это вот к ней был необходим комментарий про птиц в фольклоре, за которыми не следует идти, потому что они всегда приводят к смерти или символизируют её))

Вот, Вы по-другому на неё смотрите)
Для меня это больше страшная сказка о неизвестности, любви и доверии. Маленькая Гретель в темноте разговаривает с братом, которого не видит, сомневается, что есть смысл вообще куда-то двигаться, но верит его словам и следует за голосом по оставленным меткам. Во втором куплете птицы появляются сперва в оригинальном варианте: съедающие крошки, чтобы не дать детям вернуться домой. Стоит помнить, что они же потом выводят брата с сестрой к Пряничному домику, где они в результате сжигают злую ведьму в печи и возвращаются в деревню со сладостями, которыми кормят не только себя, но и родителей. Как обычно, сказка об инициации, где Пряничный домик - весьма любопытный образ посмертия. При этом, если на секунду представить, что эта ситуация реальная, очевидно, что дети умирают в лесу, а пряничный домик - их последние голодные галлюцинации. Собственно, что-то промежуточное между настоящими и сказочными событиями описано в песне. Ответственный Гензель умирает первым, но и после смерти остаётся с сестрой в том облике, который позволяют каноны жанра) Дальше по своей птичьей природе он не мог бы не вести её к смерти, даже если бы захотел и не считал это правильным. Гензель следует по белым камням из своей прошлой жизни и умирает в конце второго куплета: "гляди, не мигая" - широко открытые, неподвижные глаза покойницы и символ необходимости слепого подчинения законам мира.
Третий куплет - путь девочки, пока она ещё не осознаёт случившегося. Условный переход реки (покойника обязательно нужно пронести через воду, река - всегда граница между миром живых и мёртвых), к которой отсылают камни со дна ручья под осиной и мостик. Сама местность из посмертия Мастера:

...Приснилась неизвестная Маргарите местность – безнадежная, унылая, под пасмурным небом ранней весны. Приснилось это клочковатое бегущее серенькое небо, а под ним беззвучная стая грачей. Какой-то корявый мостик. Под ним мутная весенняя речонка, безрадостные, нищенские, полуголые деревья, одинокая осина, а далее, – меж деревьев, – бревенчатое зданьице, не то оно – отдельная кухня, не то баня, не то черт знает что. Неживое все кругом какое-то и до того унылое, что так и тянет повеситься на этой осине у мостика...

В общем, идти туда Гретель однозначно не стоило бы)
Она осознаёт это, когда понимает, что стало светло и как-то странно, впереди летит птица, а самого Гензеля не видно. К этому времени никакой дороги назад нет, поэтому брат больше не скрывает своих намерений (с его точки зрения - благих): иди за последнюю границу, где ты и останешься в спокойствии и безопасности, став такой же птицей, как и я сам сейчас. Девочке приходится признать, что весь путь был иллюзией, но по факту вопрос, конечно, риторический.

Поэтому, про жизнь, конечно, она тоже, но ситуация, в которой оказались герои, безысходная, независящая от их человеческих решений. Ну не пошла бы Гретель за птицей, всё равно умерла бы в лесу от голода, как и произошло. И сомневаюсь, что восьми- или десятилетняя девочка успела совершить что-то особенно человеческое, в смысле что-то, после чего мы можем сказать: она осталась Человеком. Но это бы имело смысл, если подходить к песне исключительно с реалистичной стороны, а она всё же сказка, пусть и страшная)
Но это всё не запрещает трактовать историю на другой лад, если возникает такое желание)
Спасибо)

И цитата по случаю.

"Это бы имело смысл, если подходить к песне исключительно с реалистичной стороны, а она всё же сказка, пусть и страшная)"(с)
Тем не менее, ни одна сказка на свете не написана "ради сказки" - это всегда больше, это всегда про реальные проблемы (Как там, "сказка - ложь..."?:))))

Не туда прилепилось, ну да ладно.

Счастье - это когда тебя понимают... по-твоему.