Дмитрий Бахтияров - Он не вернулся из боя
Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо, опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, не про то разговор:
Вдруг заметил я - нас было двое...
Для меня словно ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, будто из плена, весна,
По ошибке окликнул его я:
"Друг, оставь покурить", - а в ответ - тишина...
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие - как часовые...
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих...
Все теперь одному, толоко кажется мне,
Это я не вернулся из боя.
Комментарии
Дим, с режиссурой согласиться
Дим, с режиссурой согласиться не могу. Понятно, из чего она исходила, но автор в каждом куплете во всех исполнениях достаточно последовательно вбивал ВСЕ, что шло до слов "он не вернулся из боя" как практически один образ. Здесь мы разделили марафон на много-много спринтов. Дробя высказывание на более мелкие (разница тооооонкая, но есть - проговаривание каждого микровысказывания как завершенного, или куска в большем потоке сознания - у Высоцкого поток сознания вообще интересно оформляется, не сразу заметишь). Особенно мимо кассы - пережатый акцент на "а в ответ тишина" или "нам и время текло - для ОБОИХ" (пунктуация стоит не авторская, а именно как спето). Удача - каждый кусок, где микрофразы сплавляются в длинный образ. Например, начало куплета про "нынче вырвалась..." и "отражается небо в лесу как в воде...."
Иначе говоря: режиссерская фишка с зачином требовала какого-то иного голосового решения, чтобы текст не рвался. Ее не то что нельзя применять - но голосом делать что-то другое.
...и с лязгом откинул верхнее веко
Леш, я долго обдумывал каждую
Леш, я долго обдумывал каждую фразу, когда работал над этой песней. И не с точки зрения "что Высоцкий в нее вложил", а что я сам в ней слышу/чувствую, как я сам бы ее сказал. И отталкивался я не от образа друга, погибшего вчера (как у Высоцкого), а от образа ветерана, на Пискаревке, вспоминающего о друге, погибшем давно.
Соответственно, сначала воспоминания отрывочные, не связные. Но, постепенно, они накатывают сплошным потоком (тогда и идут образы слитные). А "тишина" именно потому и на крике, на протесте, даже с некоторой злостью на нее, что в данном случае, она, как выстрел, рвет эту нить воспоминаний, олицетворяет смерть друга, которая снова осознана в момент, когда он не ответил на просьбу "оставь покурить". Потом идет возврат к окружающей действительности и горечь осознания того, что только тогда время текло для обоих...
В общем, видеоклип у меня примерно такой бы получился.
Кстати, в данной "интертрепации", ветеран может быть и не только Великой Отечественной, но и любой другой войны. От Пискаревки - только метроном. А остальное все - в том числе и мои личные переживания. Такие есть у каждого, кто реально терял друзей.
Всё сказал.
Дмитрий.
Дим, ты порвал длинный образ
Дим, ты порвал длинный образ - "забылся, спросил - а в ответ тишина, [и тут же вспомнил, что] он вчера не вернулся из боя" на "спросил - а в ответ тишина" и "он вчера не вернулся из боя" - и связность сюжета нарушилась. Выплеск на "тишине" встает почти порогом, и теряется ощущение, что "в ответ тишина" и "он не вернулся..." одновременны. А при разновременности, извини - картон получается. Человек рассказывет как ошибся - и _задним_числом_ объясняет, что не услышал ответа потому, что друг не вернулся из боя. Расслоение лиргероя на себя-тогдашнего и себя-поющего. Твои внутренние, в голове, акценты и должны были остаться на своем месте, ты же их задумывал - но реализация увела песню в совсем другие дебри.
Кстати, ты извини - но метроном на Пискаревском напоминает о том, как долго шла БЛОКАДА, в которой страдали мирные леннинградцы. При чем тут бой??????
...и с лязгом откинул верхнее веко
Леш, метроном - ассоциация с
Леш, метроном - ассоциация с минутой молчания (часто используют), а также, с сердцебиением.
Реальный метроном слышал на Пискаревке. Потому про нее и упомянул.
Лично у меня, к тишине, которая образуется, когда уходит "в мир иной" близкий мне человек, мягко говоря, - сильная неприязнь, если не ненависть. И эта тишина, после "его" ухода, никогда не закончится. Она - как шрам, как рана, каждый раз болью напоминает о том, что "он не вернулся". И уже не так важно, когда именно это произошло. Важно, что это - навсегда. Поэтому, одновременность здесь даже лишняя. Я попытался сделать обобщенный образ безвозвратной потери, без привязки к конкретному времени, месту, людям.
Всё сказал.
Дмитрий.