В разгар 17-го сезона

Категория: 
Интернет-конкурс: 

Заметка Владимира Капгера  в разгар 17-го сезона Международного интернет-конкурса бардовской песни,
учреждённого клубом «Самарские барды»

Приветствую всех соратников по Международному Интернет-конкурсу «Самарских бардов», по Бардовской песне, братству КСП: авторов, исполнителей, трудяг-организаторов и наших дорогих слушателей – главных законодателей и арбитров нашего искусства.
В этом году мне выпала честь – меня пригласили в этот уникальный проект председателем жюри. В преддверии апрельского и специального этапов конкурса хочется подвести итоги прослушивания мной в полном объёме первых трёх этапов (январского, февральского, мартовского) и высказать некоторые, как мне кажется, важные соображения, которые могут повлиять на дальнейший ход конкурсного процесса и как-то скоординировать наши усилия для достижения максимально плодотворного результата.

Я назвал этот конкурс уникальным – и это не фигура речи. Мне приходилось участвовать во многих конкурсах и фестивалях АП и, пожалуй, только здесь обнаружил ряд специфических, очень ценных для нашего искусства подходов к отбору и оценке материала.
Прежде всего, хотелось бы отметить декларируемое конкурсом бережное, даже трепетное отношение к сохранению черт самобытности Авторской песни, страдающей в последние годы от засилья коммерческих начал, неуклонно дрейфующей к формату шоу-бизнеса, феерической эстрадности, погоней за внешним успехом в ущерб главным качествам, выделяющим бардовское искусство из иных потоков сценической песни. Эти самобытные черты - высокий поэтический стандарт, обращение к побуждениям, возвышающим человеческий дух, творческое бескорыстие и созидательность. Данные качества делают АП в русской культуре искусством уникальным, которое ведёт нас как «лестница в небо». Нынешняя тенденция к «мультиформату», бессистемному смешению разнородных стилей и эстетик с целью поразить слушателя внешним эффектом, настолько уже размыли очертания и границы АП, что самой АП за этой «свето-шумовой завесой» уже и не видно.
Помимо чуткого отношения к стилистическому стандарту Авторской песни, которое проявляют при отборе конкурсных материалов организаторы ИК (о чём подробно я уже писал в прежних своих заметках), другой важной отличительной чертой конкурса является то, что благодаря методу проведения конкурса (система оценок, где нет традиционного ранжирования участников по суммарным баллам, а есть преодоление определённого порога баллов) здесь фактически происходит не соревнование за лауреатство авторов и исполнителей, а определяется качество представленных песен! Это важная находка. Таким образом на передний план выдвигается не честолюбие номинанта, а духовное и художественное достоинство произведений. И, как следствие, лауреатом становится не наиболее эффектный или экстравагантный претендент, а сами песни, которых может оказаться не одна, а несколько: ровно столько, сколько будет представлено достойных произведений.
Таким образом мы имеем возможность увидеть не единственное отобранное (лауреатское) произведение, заслонившее другие работы, а максимально широкий спектр достойных внимания песен.

Это – о теории. Теперь - о практике.
Накануне завершающих этапов конкурса мне кажется важным отметить замеченную мной разноголосицу в рядах жюри при оценке номинантов, которая, очевидно, является следствием разных подходов и приоритетов, выбираемых арбитрами.
Лично я при оценке конкурсных материалов исхожу из основного принципа: ЧТО за песню я слушаю в номинации? Каково её содержание, нравственная ценность, посыл слушателю? Зачем создана эта песня? Чтобы понравиться аудитории, самоутвердиться? ЧТО данная песня пробуждает в наших душах: созидательные, человечные движения, или же автор порой бессознательно уводит нас в область тёмных соблазнов, эгоистических, разрушительных порывов? Коротко, по-детски, сказать – добро или зло сеет певец? Зла и растления на слушателя сейчас выливаются целые океаны. Добро и созидание требуют культивирования и защиты. В условиях нынешней идейной растерянности, утраты исторических ориентиров проявляется тенденция ухода авторов от мировоззренческих, судьбоносных тем в область меланхолии, созерцательности, рефлексии. Очевидно преобладают безболезненные, нейтральные мотивы: песни-состояния, песни-пейзажи, отвлечённые фенологические, бытовые сюжеты. Нет спора, в этом направлении творчества также могут появляться шедевры. Но очень жаль, что АП в наши дни утрачивает мировоззренческую позицию, как бы сдаётся, сникает под грузом испытаний и вызовов эпохи. Перестаёт быть «бардовской» в прямом смысле слова, тонет в лиризме. Тем ценнее кажется любая из творческих удач, пробуждающих слушателя от духовной летаргии.
Часто при определении уровня представленной песни мы рискуем впасть в очарование кажущимся высоким исполнительским мастерством.
На наши конкурсы приходит большое число представителей иных песенных направлений, несостоявшихся в своих цехах: рокеры, блюзмены, народники, джазисты. И не в качестве дорогих гостей, а как участники конкурса! При оценке их выступлений возникает соблазн поставить высокий балл лишь за некоторое владение специфическими приёмами вокала и аранжировки. «О! Да эта девушка поёт, как джазовая певица!» Но джазовой или эстрадной певицей она только кажется на фоне остальных выступающих, которым нет необходимости демонстрировать особые вокальные навыки, так как они представляют ДРУГОЕ искусство, где подобная техника просто не требуется, а порой и мешает. Для чего, например, Окуджаве петь оперным тенором? Зачем Кукину владение гитарой на уровне Джона Маклафлина? И получается, что «маргинальные» (условно) исполнители, не состоявшиеся в своих цехах, скапливаются на бардовских площадках, затмевая внешними кондициями по-настоящему глубоких и интересных авторов.
Мне кажется важным стараться в подобных ситуациях избегать ошибочных оценок. Поёшь фольклор – иди в фольклорный конкурс. Поёшь джаз – в джазовый. Романс? – в «Очарование романса». У нас – барды.
Нам надо постоянно помнить, что самым важным критерием при оценке Авторской песни является её нравственный, поэтический и художественный уровень. Мастерство подачи – вокал, аккомпанемент, пластика конечно важны, но служат лишь цели донесения авторского посыла до слушателя.
Но часто бывает, что автор, не слишком убедительно играющий на гитаре и не обладающий ярким, техничным вокалом, представляет такую нравственно важную, победительную композицию, что её немедленно хочется оценить высшим баллом, невзирая на «обычность» исполнения. А жюри очередного этапа не пропускает его дальше по причине скромной техники подачи, что порой приводит к досадным потерям.
(Теперь, в свете вышеизложенного, отчитаюсь за свои «двойки».)
Как председатель жюри, хочу обратить внимание именно на такую «потерю». Я имею в виду песню С. Стрельникова на стихи А. Тимофеевского "Ночной поезд". Это произведение, не замеченное на предварительном этапе, тем не менее, достойно лауреатского статуса. Песня вполне соответствует требованиям нашего конкурса: 1. Удачный выбор автором песни поэтического материала: стихотворение сильное, гражданственное, современное и актуальное, несмотря на дату его написания; 2. Музыкальное решение уместное, гармоничное - музыка дополняет стихотворение, не заслоняя смысл, но, в то же время, и не банальна; 3. Исполнение в "бардовском" ключе - доверительное, естественное, как песня-разговор. Это едва ли не единственная песня гражданского звучания из всех представленных на конкурсе в номинациях «автор» и «автор музыки».
Хочется отметить и моё открытие автора из Дубны Эльдуса Сафиулина и его песню «Волга». Ему удалось написать посвящение великой русской реке, каким-то чудом обойдясь без общепринятых в подобных случаях штампов и клише, найти исключительно свои собственные слова и образы, которыми он буквально зримо рисует картину волжских просторов живым, разговорным языком. Один «миллиардохвостый налим» чего стоит! И в данном случае избранная им музыкальная трактовка, приближенная к стилю «дворового романса», выглядит совершенно уместной и никак не принижает общего эффекта от песни. При этом, мелодико-гармоническое решение очень богато и убедительно, оснащено переменчивым, синкопированным ритмическим рисунком. Видно, что посвящение написано не сторонним созерцателем, а настоящим волгарём – настолько точны и достоверны образные ряды, щедро выложенные перед нами автором. Эту песню хочется переслушивать неоднократно, а это один из признаков авторской удачи!
Александр Ермаков представил прекрасную песню на стихи Игоря Доминича «Сколько ж можно?» на вечно злободневную тему о трагедии судьбы Поэта в России. Автор нашёл удачное музыкальное решение, убедительно раскрывающее замысел замечательного поэта.
Среди исполнителей обратила на себя внимание Анастасия Бокова, уверенно справившаяся с «Песенкой маленького фонарщика» Владимира Ланцберга, которая является на самом деле никакой не «песенкой», а целой балладой.
Как и прежде, порадовали богатством открытий дуэты и ансамбли. Здесь много отличных исполнителей. Приходилось мучиться сомнениями, выбирая лучших. Получилось аж три «двойки».
Ансамбль «Многоголосье» из посёлка Верхняя Хава Воронежской области так уверенно и ярко исполнили песню Владимира Ланцберга «Сверим наши песни», что мне захотелось заглянуть в информационную справку: что же это за посёлок такой, в котором молодёжь знает и с таким точным задором поёт песни Ланцберга? Обнаружилось, что в Верхней Хаве живет 8000 человек, есть три средних школы и целый Дворец культуры. А кроме того, есть и этот замечательный ансамбль, энтузиасты, обучающие молодёжь классике АП на таком отменном уровне. И мне очень захотелось такое начинание поддержать. В нынешней АП наблюдается дефицит романтического, «искательского» отношения к миру, и песни Ланцберга могут этот дефицит восполнить: без романтики АП рискует превратиться в очередной агрегат рефлективного романса или вариант песенной публицистики. «Многоголосье» - молодцы. Побольше бы таких молодых коллективов в наших городах и весях.
Дуэт Лады Овчинниковой и Варвары Дубровиной поразил и пронзил сердце, исполнив песню Булата Окуджавы «Примета», которая прозвучала как ещё одно своевременное предупреждение нам о том, насколько хрупок мир, и как близко ходит смерть.
Трио Светланы Долгих, Алексея Задворочнова и Юрия Пашкова порадовали отличным исполнением «Песенки звездочёта» Юлия Кима. У меня в домашних комментариях таки написано: «Нет комментариев…».
Работая над материалами мартовского этапа, столкнулся с загадочным и интригующим феноменом: из девятнадцати авторов музыки шестеро и из 14 исполнителей песен двое - представители семи разных городов! – исполнили песни на стихи поэтессы (к сожалению, совершенно мне не известной) Аделии Ошеровны Хакимовой из города Ашкелона. То есть, каждое четвёртое произведение на её стихи. Что за совпадение, флуктуация: такой внезапный массовый интерес к творчеству не очень известного в бардовских кругах поэта? Возможно, это следствие растущей популярности нашего конкурса, становящегося заметной и привлекательной интернет-площадкой для популяризации творческих достижений? Хорошо бы, чтобы моя догадка была верна.

Вот в целом основные соображения, которыми мне хотелось поделиться с соратниками в преддверии заключительных этапов конкурса. И я буду рад и счастлив, если эти мои откровения будут способствовать плодотворному и целесообразному завершению нашей общей работы

Комментарии

Разрешаются противоположные комментарии? Или только звучащие в унисон, а иначе санкции?

При соблюдении раздела 7. Положения о конкурсе "ПРАВИЛА ОБСУЖДЕНИЯ ЗАЯВОК" комментарии могут быть любой полярности.

Попробую высказать свои соображения, если позволят, если цензура пропустит. Все мы — люди, но с разными полномочиями. У создателей любого конкурса есть свои полномочия и привилегии. У меня свое понимание и видение...Читая статью В. Капгера, я начинаю ощущать, что меня хотят втиснуть в определенные рамки- классику жанра. Вопрос-кто определил эту классику, где написанная библия на эту тему? Где мне прочесть, что это за понятие? И кто кому дал полномочия? Выбирая лауреатов, вы - формируете образ барда и это уже ваша ответственность. Что породили, то и пожинайте.В начале статьи -«дорогих слушателей – главных законодателей и арбитров нашего искусства.»-сильно сомневаюсь. Все что написал В. Капгер о веяниях рока , блюза , свето-шумовые завесы и пр.- все это присутсвует. Я и сам «грешен» этим. Только раскажите, кто и как пришел в бардовскую песню? Как родились, так и сразу в барды? Я занимался роком, потом вообще забросил всю музыку. Почти не пел. В 2003 году, попал на бардовский фестиваль и понял - это мое. А кто, из каких течений пришел?
« Это – о теории. Теперь - о практике. »
Возьмем песню Юлии Тузовой «В лучах осени»-классика жанра? Да вы смеетесь? Я тогда писал и сейчас напишу-очень напоминает Битлз. Но я за то, чтобы эта песня стала лауреатом и в дорый путь. Все размышляют по разному, а чувствуют ? После прослушивания некой конкурсной песни, я включил песню дуэта Милявыных «Черемуха» и ощутил, что на меня, изваленного в грязи, льется чистая вода, смывающая эту грязь. Может, как-то и так включаться в жюрение?
Песня на стихи Игоря Доминича «Сколько ж можно?» Это с какой стороны посмотреть. Мы смотрим на нечто ( ну например автомобиль) с одной стороны он новенький и сияющий, а сдругой - вмятина и царапины - кто что узрел. Рассуждая об этом стихотворении, я прекрасно понимаю, что имелось в виду. Сам я себя не считаю поэтом-я лишь пишущий стихи. Теперь, что меня коробит в этом стихе.

Сколько ж можно? Опять вы про это…
Бросьте, ваши упрёки – враньё!
Ну, не любит Россия поэтов,
Ну, кружится над ней вороньё!
Слово поэт используется без кавычек, поэтому я и размышляю о поэте. Россия не любит поэтов!? Сильно сказано. Россия - кучка Ивановых, Петровых, Сидоровых, этих воронов?

Ну так, господи, мы ж не поэты,
Мы ж не лезем в петлю к палачам… Мы ж — слышится, как мышь...
Так что бросьте вопросы-ответы,
И советы оставьте врачам! Не поэт, так и не лезь.

Тут проблема не в этом, не в этом.
Тут – как зубы болят, тут – как зуд!
Ну не любит Россия поэтов, ?????????????????????
А поэты ползут и ползут! Поэты ползут?????? Прямо тараканы какие-то. Ну да не подумал, что они бедолаги израненные.

И рождаются, и умирают,
И страдают – едрит твою мать! едрит твою мать! Да усилил!!! Вот это находка!!!
Ну не знает Россия, не знает Россия не знает???

Куда этих поэтов девать! Может их засолить, авось на что сгодятся?

Залп – и нету в России поэтов!
Залп – и нету… России… Совсем… Согласен — по этим «поэтам» стоит стрельнуть.

Захотелось порассуждать о фарисействе.

Часть тезисов статьи про гостей из других жанров идентичны моей статье пятилетней давности... ну когда ещё можно так лихо пропиарить свой блог?)) https://phbl.xyz/2017/02/24/novaya-volna-avtorskoj...

Кривыми должны быть извилины, а не руки.

Хорошая статья, умная. Я ее и так и эдак на себя примерил. Ну пробы ставить некуда. Наверно нет смысла рассматривать под микроскопом бардовское движение и выяснять кто ариец, а кто нет. Спел человек-слышна его честность, зацепило за душу, это важно. Написал он стихи от ума или от сердца — важно. А назовешь его бардом или нет, немножко рокернул он или джазанул - не важно. Важно какие чувства остались после песни. А это уже честный вопрос себе. И очень важно при этом не врать себе. Потому, что мы все этим грешим. Бардовские песни — это честные песни. Поэзия, гитара, голос, так расставлены приоритеты. Нарисуем такой образ. Поэзия одета в одежды гитары и голоса. Встречают по этой одежде, а рассмотрели ли поэзию? У меня нет такого ощущения. Может мое видение как-то преломляется? Может и так. Хотелось бы пожелать всем нам побольше честности и откровений.

"Бардовские песни — это честные песни."
Подписываюсь под этим. Самое правильно определение! Спасибо, Александр.

С уважением, Дмитрий Оксенчук

"Бардовские песни — это честные песни." - вот речь как раз о том что не сумев в фолк-рок лезть с этим в конкурсы АП не очень то честно, а совсем не про музыкальные заимствования.

Кривыми должны быть извилины, а не руки.

Интересная у Вас градация. Цитата из вашей статьи «Быдло в это время пахало на заводах восстанавливая страну после войны и им было немного не до бренчания на гитаре, делом занимались. Впрочем, небыдло тоже не владело большим количеством свободного времени.» Значит ты уже не быдло, если ты чуть выше по социальной лестнице. Непокорный и свободный?
В умении повернуть смысл написанного в вашу пользу, Вам не откажешь. По вашим понятиям Четность-некая кастовость. Я не понимаю, почему придя в конкурс, я должен примерять какие-то одежды? Если требуете честности, то честно напишите человеку(желательно публично, чтоб остальные знали) «Вы не наш, не подходите для этого конкурса». И жюри будет меньше работы. Атак у меня создается впечатление, что когда жюрят, принюхиваются — от этого роком пахнет, от этого джазом, от этого танго. В мусорную корзину их и пофигу на текстовую составляющую. Лично я бы заманивал, пишущих под гитару, сильные тексты.
Следующая цитата - « Апологетам авторской песни нужно запомнить одну вещь — вы не «барды». Объясните, как корневед, когда же начинается БАРД. Если поешь рок- рокер и т. д. А у бардов кастовость? Когда же становишься бардом-когда дают лауреатство или ты член жюри, а может когда стал председателем жюри? На какой стадии выдают сей орден?

P.S. Думаю, что бард это состояние души. Цель — акцентировать на чем- то внимание. А людей не соответствующих шаблону -вычеркнуть? Что же будем делать с такими, как А. Мирзоян, с его боссановами и «Тяжелый блюз?»

Вроде ответ мне, ну, по форме... а по содержанию это явно мимо, так что ничего по существу не прокомментирую, просто не понимаю как.

Разве что на тему критериев, тут я отправлю в главное меню, там есть пункт "Поэзия Гитара Голос" - это девиз, при клике будет манифест, ему лет пятнадцать что-ли...

Кривыми должны быть извилины, а не руки.

Так, вроде была в прошлом сезоне номинация "эксперимент". На мой взгляд, каких-то уникальных находок на стыке жанров представлено не было.

Сергей Стрельников: "была в прошлом сезоне номинация "эксперимент". На мой взгляд, каких-то уникальных находок на стыке жанров представлено не было."
Увы.
Когда говорят про "стык жанров", я тут же вспоминаю "Если изумрудную долину..." Визбора на музыку Глена Миллера "Chattanooga Choo Choo". У Визбора получилось...

Согласен. У Визбора много чего получилось. На то он и Визбор!

Номинация не номинация, оно скорее для удобства жюрения было, но количество, да и качество, заявок там как-то не впечатлило, в результате много лишних телодвижений при незначительном выхлопе.

У меня вот мысли в сторону свободного тегирования, ну типа там "любовная лирика", "туристская песня", "юмор", и т.д. и т.п. Туда же можно будет вписать и "новая волна".

Кривыми должны быть извилины, а не руки.

Всех приветствую. Долго не заходила на сайт, причины разные. С удовольствием и некоторым удивлением обнаружила две песни с моими текстами в списке песен, прошедших в основной тур. Спасибо всем, кто принял такое решение. На самом деле, было желание послать ещё парочку песен от соавтора из Америки, но не получилось...
Спасибо за конкурс и всем желаю здоровья и мира!

Чойта с удивлением то?) У нас предварительное жюри не сильно злобное, а вот дальше...

Кривыми должны быть извилины, а не руки.

Если честно, больше порадовал, сделал просто счастливой комметарий автора этого поста, где меня назвали поэтом, правда, неизвестном в бардовских кругах.
Спасибо за это!

Александр, смотрела-слушала видео, где Вы поёте Шаова (скорее всего на фестивале?), и народ рядом с Вами страшно хохочет. Вот это и есть орден. И Вам, и Шаову. Разве Вам нужен другой? Конкурс же - это рабочая площадка, где Вы (если Вам это необходимо), получаете обратную связь (пусть и отрицательную до поры), которая помогает двигаться дальше на творческом пути. Кажется так.

Варенцова Елена

Я очень рад, что моё «председательское» эссе получило живой отклик аудитории нашего сайта. Значит, всё недаром. Важно, чтобы заинтересованные участники конкурсного процесса проявляли активность и обменивались мнениями. Ибо «под лежачий камень…» - дальше все знают.
При этом, диалог, даже полемический, ТОЛЬКО тогда имеет смысл и ценность, когда его участники готовы слышать друг друга, а не просто транслировать своё «остроумное» мнение с позиции «а баба яга против». А именно так, к сожалению, бывает достаточно часто…
Любая критика конструктивна лишь в том случае, если базируется на уважении к чужому мнению и творчеству. А иначе – нет.
Также хочу отметить: несмотря на то, что в своей заметке я обращался ко всем участникам конкурса (даже перечислил: к авторам, исполнителям, организаторам и слушателям), но прежде всего я стремился донести своё мнение до членов жюри, имея цель попытаться скоординировать наши действия и скорректировать усилия, чтобы постараться избежать в работе на заключительных этапах досадных потерь и недоумений, которые, как мне кажется, нами были допущены прежде.
Теперь по поводу соображений, высказанных Александром Белоусовым.
Очень трудно охватить весь круг насущных вопросов в короткой заметке, тем более что многие из них были освещены мной в предыдущих статьях и заметках. А повторяться как-то неудобно. И всё же.
Александр пишет: «я начинаю ощущать, что меня хотят втиснуть в определенные рамки». И я отчасти подтверждаю это его открытие: да, это конкурс, имеющий определённые рамки, которые довольно чётко очерчены в его Положении: это конкурс именно Бардовской песни, которая является уникальным песенным искусством, рождённым нашей национальной культурой. Все остальные, глубоко мною уважаемые направления песенного творчества, такие, как рок, блюз, джаз, рэп, шансон, кантри и т.д., хотя и получили распространение в нашей стране, но пришли к нам из иных культурных традиций. И только Бардовская песня появилась в России путём «самозарождения» на основе наших «домашних» песенных жанров.
Безусловно, русская Бардовская песня естественным путём испытывает на себе влияние иных музыкально-поэтических направлений, нередко обогащая свой художественный арсенал плодотворными заимствованиями, однако, нам следует всё же придерживаться некоторых идейно-эстетических границ, чтобы наше искусство не потерялось, не размылось в этом стилистическом «половодье» и не исчезло совсем, потеряв своё лицо окончательно. А именно этот тревожный «тренд» мы наблюдаем на большинстве фестивалей и конкурсов, заявляющих себя в качестве состязаний Авторской или Бардовской песни. К моей вящей радости именно на данном ИК организаторы имеют в виду такую опасность.
В моём перечне авторских просветительских программ одна носит название «Разнообразие музыкальной стилистики в Авторской песне».
В ней я демонстрирую на примере собственных песен около 20 разнообразных музыкальных стилей, применённых мной при создании этих произведений. Цель программы – развеять удивительный закоренелый миф о примитивности, «трёхаккордности» нашего искусства. Невозможно понять, каким образом этот миф появился вообще, но он неистребимо продолжает бытовать в общественном сознании. Хотя, совершенно очевидно, что в своих ЛУЧШИХ ОБРАЗЦАХ Авторская песня являет богатейшую музыкальную палитру, включающую стилизацию едва ли не всех существующих музыкальных направлений. Это у Дольского, Клячкина, Бережкова, Луферова, Мирзаяна «все песни на трёх аккордах»? А следующее поколение авторов вообще поражает воображение богатством мелодико-гармонических поисков и открытий.
Рискую с уверенностью констатировать, что, занимая высшую ступеньку в пирамиде песенных жанров в поэтическом плане, Авторская песня не уступает ни одному из них и в музыкальном отношении. Хотя, в сотый раз повторимся: поэтическая составляющая – основа художественного содержания Авторской песни.
Вот такое сокровище сформировалось у нас в России во второй половине ХХ века. Но, как известно, «что имеем, не храним» и «что может быть хорошего из Назарета?»
Вернёмся же к проблеме «втискивания в рамки».
Согласитесь, у всех вызовет недоумение, если на балетный конкурс в Большом театре заявится изумительный деревенский плясун, великолепно исполняющий присядку и захочет стать лауреатом. А именно это постоянно приходится наблюдать на наших форумах: несостоявшиеся в своих номинациях рокеры, блюзмены, джазисты, рэперы стекаются на бардовские площадки, ища себе аудиторию и промоушен.
Александр Белоусов сообщает, что начинал свой творческий путь в качестве рок-музыканта, что явственно слышится в композициях, представленных им на наш конкурс. Свободное владение инструментом, уверенная композиция с использованием джазово-блюзовых сетов и стандартов, тональных модуляций и синкопированных ритмических рисунков выдаёт его музыкальные истоки. Далее Александр сообщает: «потом я вообще забросил всю музыку. Почти не пел. В 2003 году, попал на бардовский фестиваль и понял - это моё». Мне хотелось бы усматривать в этой последовательности этапов творческой судьбы как раз восхождение автора к Бардовской песне как к особому эталону песенного искусства, отличающегося наивысшим поэтическим, духовным и интеллектуальным стандартом. То есть, ищущему музыканту и поэту оказалось тесно в пределах рок-культуры и эстетики, которые, по моему скромному мнению, являются подростковым форматом осмысления мира.
И я сам, разумеется, как и всё моё поколение, проходил той же тропой. Рос на песнях Битлз и Лед Зеппелин, сам играл в трёх рок-составах и одновременно 6 лет пилил первую скрипку в симфоническом оркестре Михаила Турилкина. Но в итоге мои искания сфокусировались на искусстве Авторской песни. Интереснее я для себя ничего не нашёл.
Однако, очень многие фанаты блюз-рокового направления, взрослея годами, как бы зависают на этом этапе мировосприятия, продолжая и за 60 лет носить «косухи», «хайры», банданы и прочие атрибуты этой «протестной» эстетики. Нелегко расставаться с юностью, но каждому своё!
Я обратил внимание, что А. Белоусов на всех этапах выкладывал свои произведения на конкурс, но ни разу не прошёл в основной тур. Почему? Моего участия в этой коллизии нет, я «судил» только финалистов, отсев происходил до меня. Могу предположить, что и жюри предварительного этапа приняло эти песни за «неформат». И скорее всего, дело тут не в музыкальном решении, которое, повторюсь, имеет во всех случаях убедительный характер. Мне кажется, что «неформат» прокрался как раз больше в «текстовую» составляющую. Бардовская песня требовательна к содержательному, поэтическому, мировоззренческому классу произведения.
И в этом смысле здесь уместно сказать несколько слов о песне на стихи Игоря Доминича.
Любое произведение искусства создаётся по определённым канонам. Существуют дисциплины «теоретическая поэтика» и «теория стихосложения». Используя методы этих дисциплин, критик может объяснить, по каким причинам то или иное произведение состоялось или же, наоборот, не удалось. Но эти критические методы носят вспомогательный, «пояснительный» характер. Они не являются абсолютной догмой. Можно ли использовать, например, глагольную рифму? В теории считается, что нежелательно. А на практике, если у автора получился шедевр, то уже не имеет значения, использовал он глагольную рифму или нет. Например, даже Пушкина порой обвиняют в этом «грехе». Александр Сергеевич свободно применял глагольные рифмы, что не мешало ему создавать шедевры.
Так и в данном случае. Песня «Сколько можно» редкий в наши дни образец бесстрашного и своевременного осмысления трагической судьбы России, взгляда на неё сквозь призму катастрофы русской культуры ХХ века. Действительно, «сколько можно об этом»? Кажется, столько уже сказано. А выясняется, что не сказано НИЧЕГО! Многие ли наши сограждане осознают масштаб этой катастрофы? Я знал о трагедиях множества выдающихся поэтов «Серебряного века», а также предвоенной и военной поры. Но пришёл всё же в оторопь, когда столкнулся с конкретными цифрами: за 20-30-е годы в СССР было ТОЛЬКО РАССТРЕЛЯНО более 500 поэтов! Более 200 покончили жизнь самоубийством, будучи затравленными и загнанными в жизненный тупик. Вы думаете, что это были какие-то неведомые графоманы или контрреволюционеры, боровшиеся с советской властью, подобно Гумилёву? Нет, это мортиролог бесконечной череды имён великолепных поэтов, убитых во цвете лет безо всякой вины. Не побрезгуйте, загляните. В возрасте 27 лет расстрелян Павел Васильев, родоначальник «героического периода» в русской литературе - «эпохи побеждающего в человеческой душе коммунизма». В 30 лет казнён Борис Корнилов, поэт, воспевавший революцию и социалистическое строительство, автор знаменитой «Песни о встречном». Никакая лояльность к власти не спасала от арестов и смерти. 500 поэтов! Не политиков, не генералов, погрязших в кремлёвских интригах. Поэтов. Представить невозможно этот геноцид культуры. Было ли когда ещё в истории такое избиение?
При этом, Россия – страна поэтов, где едва ли не каждый пытается что-то сочинять. Таким образом, уничтожение поэтов – своеобразная метафора духовного самоубийства нашей страны, низведения российской общественной жизни до уровня биологического бытования. «Залп – и нету России… совсем…» Убьют последнего поэта, не станет России. «Город стоит, пока есть в нём хотя бы один праведник».
Вот о чём пытался докричаться до нас сквозь нашу глухоту Игорь Доминич. И технические помарки в стихосложении в данном случае не играют никакой роли. Никакой. В строке «мы ж не поэты» кому-то может послышаться «мышь». Но мне не слышится. Я слушаю и слышу другое. К тому же, из контекста ясно, что речь идёт не о мышах. Максимальная претензия на прослушивании может быть обращена к исполнителю: «Почётче выделяйте частицу «ж» при артикулировании».
«Поэты ползут и ползут» - фраза, показывающая отношение палачей и вертухаев к этим настырным, как насекомые, «поэтишкам», которые всё плодятся и плодятся, сколько их ни убивай.
Ну, а «едрит твою мать» - что уж тут сказать, эвфемизм едва ли не самого, увы, распространённого в «обеспоэченной России» словосочетания.
И мне, честно говоря, вовсе не хотелось бы, чтобы «этих поэтов» или других поэтов или даже вовсе не поэтов опять кто-нибудь начал стрелять. А гарантий от этого нам никто не давал.
Ну и наконец о том, кто даёт полномочия и где та «библия».
Полномочия суждений проистекают из нескольких источников. Во-первых, каждому вольно иметь своё мнение и высказывать его публично по праву гражданина и участника ИК. Кажется, пока что никому в этом праве в пространстве данного ресурса не было отказано. Второй источник права на суждение – это персональный опыт и сложившиеся в соответствии с ним представления о предмете дискуссии. Я более 50 лет живу Авторской песней, сам сочиняю песни, изучаю этот феномен и стараюсь быть полезным в деле его развития и защиты. Третий источник – доверие организаторов, пригласивших меня в качестве председателя жюри этого конкурса и предоставивших право на суждение.
«Библии» Авторской песни пока, к сожалению, не существует, но есть обширная литература, созданная весьма грамотными, авторитетными и уважаемыми представителями нашего искусства. Там можно искать и находить ответы на многие вопросы, которые людям, далёким от темы, кажутся туманными и неразрешимыми. А на самом деле, консенсус по большинству моментов достигнут. Просто мало кто этим интересуется. Отсюда и неразбериха, и разноголосица.
Предлагаю всем участникам нашего конкурса собраться с духом и сосредоточиться перед заключительными этапами состязаний и желаю ВСЕМ победить и стать лауреатами. Ведь данный конкурс едва ли не единственный, в котором это теоретически возможно.
С творческим приветом, ваш Владимир Капгер.

В. Капгер

"... А жюри очередного этапа не пропускает его дальше ..."
Чой-та уши горят. Как у нашкодившего.
Те, кто меня знает, в курсе, что при оценке "полного автора" вокал и инструмент, а также подача, не рассматриваются мною вообще, да, собственно, и сам автор тоже - только конкретная песня. При оценке остальных жанров сперва изучаю стих, а дальше хоть Кобзон его пусть поет - если текст слабый, положительной оценки не будет. Ну а музыкальное решение и исполнительство, увы, часто оценивается субъективно. По этому не оценил как, видимо, дОлжно, песню Сергея, хотя всегда с удовольствием и тщанием слежу за его работами - мне показались излишними паузы между катренами, сбивающие с темпа подачи стиха. (номинация "автор музыки"). То же и с несовпадениями в мнении о дуэтах/ ансамблях...
Впрочем... я о другом. О горящих ушах. Мне было доверено оценивать работы других. Прошу прощения, что не оправдал и судил неверно. Думаю, в следующих сезонах такой ошибки не повторится, и чтобы ее исключить наверняка, прошу не рассматривать более мою кандидатуру. Надеюсь, без обид.
Всем удачи! Пишущим - творческих побед и находок!
И да хранит нас Авторская Песня!

Удачи!
Позаботьтесь о природе! Не распечатывайте этот документ без необходимости.

Решение жюри в очередной раз удивляет. Сделайте ради интереса шкалу 0 — это те кого можно заменить другими конкурсантами- ничего не потеряешь. Те что выше 0 — лауреаты. Ниже ноля — незаслуженно, а есть и такие. Или занимаетесь благотворительностью, авансом выдаете? Это лишь мое субъективное мнение.
Что бы мне хотелось видеть в этом конкурсе. Здесь существует совершенно уникальный формат, который позволяет обсуждать, песни конкурсантов. Конечно прекрасно, когда сами конкурсанты высказывают своё мнение, но существует жюри которое в общем-то практически, за исключением некоторых членов жюри, не хотят высказывать своё мнение. А конкурсантам не хватает общения с жюри. Хотелось бы услышать их мнение. Я думаю совершенно не трудно в каждом туре, каждому члену жюри взять 5 каких-то песен и высказаться о плюсах и минусах песен. Не думаю, что это так трудно в сегодняшнее время, когда перед собой можно поставить микрофон и просто высказывать своё мнение. Автоматом всё будет записываться. Или просто становится страшновато высказать своё мнение? Легче сидеть с ситом в в руках и просто отсеивать - это "не сложная работа". Примерил, сидит костюмчик или нет. Если конкурс задуман с обратной связью, то почему в эту обратную связь не включается жюри?
Я конкурсе "Самарские барды" участвую с 2016 года. Можете думать обо мне, как угодно , но я постараюсь говорить честно. Кстати о честности - когда я писал, что мы врем не только окружающим, но и себе, то имел в виду, что когда мы говорим, наши высказывания завуалированы. Поясняю. Мы стоим на на работе- я, мастер и прораб. Мастер и прораб друзья. Мастер говорит о том, что его работники хорошо поработали-хвалит. Прораб - что это нормальная работа, так и надо. Я послушал и сказал:" Ребята вы же друзья, чего вы прямо-то не скажете друг другу, что ты, мастер говоришь о премии, а ты прораб-что не будет премии. Работали в кооперативе, они тогда только начинались, премия была не проблема. К чему это все? Да к тому, что нужно читать не только строчки текста(где это есть конечно), но и между строчек. Например сказка "Русалочка". Принц тонет в море(море - океан подсознания, выход на другие планы. Неважно как он туда попал важно то, что его встретила Русалочка которая олицетворяет божественную любовь и эта любовь спасла его. Она вынесла его на берег, она его любит, она хочет попасть к нему на берег, прийти в физический мир. Но энергия (любовь) переходя с плана на план - должна чем-то жертвовать, что-то отдавать, то есть она не может быть такой, какой она была там. Русалочка приходит к ведьме( точка перехода на другой план), та говорит ей:" Да я тебе помогу , но у тебя не будет голоса. Твою любовь будут чувствовать, но не все осознавать. Ты не можешь никого позвать, объяснить. Твое присутствие можно только почувствовать.". Сказку можете перечитать. В результате он заменил божественную любовь на земную. Зачем же я опять про все это. Да вот о тех стихах, которые не формат. Тут нужно читать между строк, смысл икать, думать. Жизнь не стоит на месте. Иначе чистый пруд превратится в болото. Всем творческих успехов

Александр, ну вот совершенно не понятно, какие именно стихи Вы имеете ввиду. Не хочется угадывать, снова пересматривая все заявки (февраля, как я понял?)
Что касается "взять 5 каких-то песен и высказаться о плюсах и минусах песен"... Давайте обо мне лично (на моем примере)
Я не состою ни в каких поэтических союзах. По тому, что бывал на их собраниях, знаю многих членов различного ранга этих самых союзов всех цветов радуги (Союз Поэтов России, Российский Союз Поэтов, союзы различных городов и т.п.) И не обладаю необходимым для многих (слава Богу, не всех!) даром: хвалить чужие стихи в надежде, что похвалят мои. Мне попадались в руки целые двухтомники подобных поэтов (членов тех или иных союзов, конечно), где не было ни то, чтобы стиха - ни строчки! поэзии. Умение писать в рифму никогда не относил к безусловному признаку таковой. И при этом я не пытаюсь убедить поэта в корявости строки или сказать графоману, что он графоман. Убежден, что это кроме обиды ни чего не вызовет. Я же не обвиняю свою собаку в неумении летать. У нее нет для этого технических условий ))) Графоман не поймет, почему километр текста в рифму - не поэзия.
Итак: из заявок в плане текста могу только хвалить понравившееся, это не та критика, которой Вы ждете. А вот разбирать неудачные стихи бесплатно не намерен - лично для меня очень ощутима чужая обида, и просто так вешать на свою карму очередной негатив совершенно нет желания. Достаточно того, что я при оценке заявок конкурса использую сложный инструментарий огромного опыта конкурсов и фестивалей АП, поэтических баталий и споров, достаточно большой багаж знаний об АП в целом и свой личный вклад в нее в частности. Очень надеюсь, что Вы не отнесли фразу о "бесплатности" к меркантильности. На этом бизнес не сделаешь ))) Во всяком случае не в Авторской Песне )))

Удачи!
Позаботьтесь о природе! Не распечатывайте этот документ без необходимости.

Хотите конкретики? Хорошо. Песня Данилы Большакова «Эх, заманили» и Дуэт Овчинникова и Шихова «Машенька» - это сопоставимо по уровню? Думаю что лауреаты в любой номинации должны быть равноценны. Или пятилетку за три года? Даешь на гора…
Хочу понять. Я не о потенциале, молодой поросли и гибкости жюри. Я о том, что здесь сейчас. Хочу понять , чем эти песни равноценны . Могу продолжить, но думаю и этих вопросов достаточно.

Шож вы изверги какими портяками то строчите? Я ж грамоте то едва обучен!

Как я понял речь в очередной раз о том чтобы обязать жюриков делать разборы песен. Проходили - не работает. Без зарплаты вообще никак не работает. С зарплатой надо проверять, может и будет работать, но не факт, скорее всего придётся вводить обезличенные отзывы и всякое подобное.

Кривыми должны быть извилины, а не руки.

Просто здесь другой формат. Разборы на творческих площадках летних фестивалей делают приглашенные люди, почетные гости, но для участника не видно кухни. Он соизволил дойти, как выспался и вернулся с пляжа, а ведущий площадки сидит все внепесенное время (обычно с 10 до 16-ти) и работает. И чаще всего его пригласили за некий кошт. Оплата проезда, довольствие в комендантском лагере, домик на турбазе и т.д. Не Бог весть какой прибыток, на жизнь не заработать, но зато человек не обременен бытом, отработал, и фестиваль (глагол ))). Плюс если ехать не в свой регион и проезд оплачен.
Здесь же у нас онлайн площадка, так что гешефту нема )))

Удачи!
Позаботьтесь о природе! Не распечатывайте этот документ без необходимости.

Интересный у нас разговор получается. Я вам про ценности, вы мне про деньги, да комфорт летних площадок, а вы работаете, как мать Тереза. И на работе то вкалывать, да жюрить. А мне не интересно ходили вы в туалет или нет. Мне интересно слово лауреат. Это так баловство, детская забава? Ну так и скажите. И уровень лауреатский такого же качества? Или это что-то посерьезней? Человек должен понимать, что получить здесь лауреата-это примерно, как пройти во второй тур на летней площадке Грушинского или что-то в этом роде.

Александр, Вам отвечаю последний раз в этом топике. Все ответы в моем первом Вам ответе: по лауреатству критерии описаны (опыт в АП и т.д., все цитировать не буду, как и не буду озвучивать свои личные цифры таблицы оценок. Скажу лишь, что они очень часто отличаются от итоговых и "1" у меня очень редкая оценка а "-1" в списке прошедших в основной тур - довольно частое событие). По "деньгам" опять все там же - отягощать карму обидами не в моем интересе, а если буду делать разбор, обязательно будут обиды. Оно мне не надо на пустом месте, я делаю в АП свое дело и удовлетворен по большей части его результатами, а здесь и сейчас из-за того, что мне доверяли (до написания этого топика) как не последнему человеку в АП.

Удачи!
Позаботьтесь о природе! Не распечатывайте этот документ без необходимости.

А? Чо? Я как доверял, так и продолжаю доверять. Ворчун тоже. Ну и собственно этого необходимо и достаточно для включения в жюри.

Вообще математика конкурса штука только на первый взгляд простая, реально же это баланс между попсой и вкусовщиной. И оценка +2 существует не просто так, она как раз нужна чтобы вытянуть что-то действительно хорошее, когда жюри в основном отнеслось средне. Результат является даже не суммой, а синергией мнений... но да, результаты частенько удивляют, с другой стороны, а кто-нибудь видел конкурс, результаты которого никого бы не удвили? Не среди непрошедших, а среди тех кто понимает. Я чот не припомню, вопросы возникают всегда, но вот конкретно здесь вроде бы меньше всего. Так шта неча тут под благовидным предлогом отлынивать!

Кривыми должны быть извилины, а не руки.

Что касается "Я вам про ценности, вы мне про деньги", то мне есть что ответить: разбор песен, на нормальном уровне, это время, а время это деньги. И за потраченное время в ответ ещё прилетит, потому что километровую критику, а любой качественный разбор состоит далеко не только из похвалы, очень мало кто воспринимает доброжелательно. В конце концов, даже пришлось при подаче заявки ввести графу с желательным уровнем злобности комментариев, ну не просто же так это сделано.

Кривыми должны быть извилины, а не руки.

Я всего лишь пишу о своем понимании и это мое частное видение, которое правда нафиг никому не нужно.
Алексею Смирнову, как думающему о карме - Если так рассуждать - лучше постоянно медитировать, чем делать. Карму можно заработать и от обиженных - не прошедших сито отбора. В данном случае не о себе. Я уже писал, что мне в мои 65 лауреатство ни к чему. Приятно? Да. Но и не больше. А вот соревноваться люблю. Участвуешь в конкурсе - предъявляешь к себе требования.