В. Капгер: Расставаться не пора!

Категория: 
Интернет-конкурс: 

«Вот и окончилось всё...» Но расставаться не пора!

Реферат-резюме по итогам Шестнадцатого сезона Международного интернет-конкурса бардовской песни (2021 г.)

 

Приветствую всех добрых людей.

Во исполнение договорённости с организаторами Международного интернет-конкурса бардовской песни (далее для краткости ИК), учреждённого клубом «Самарские барды», предлагаю вниманию заинтересованных соратников заключительный реферат-резюме по итогам Шестнадцатого сезона данного творческого состязания. Свои впечатления излагаю как член жюри основного тура конкурса, работавший над прослушиванием произведений конкурсантов по любезному приглашению организующей стороны. Постараюсь по возможности избежать многословия, хотя сказать хочется многое. Итак, приготовьтесь.

Во-первых, замечу, что работа над представленным творческим материалом была хоть и достаточно кропотливым трудом (жюри основного тура пришлось внимательно и порой неоднократно прослушать более трёх сотен произведений, стараясь насколько возможно избежать субъективности в оценках), но результат оправдал усилия и затраченное время: ведь в ходе работы удалось ознакомиться с широкой палитрой современной Авторской песни России и ряда иных стран, где наша песня укоренилась и развивается своими путями. А это, разумеется, расширяет кругозор и позволяет делать обоснованные выводы и заключения о тенденциях развития нашего искусства. За это спасибо ИК и его организаторам.

Не кривя душой, честно скажу, что система организации данного песенного конкурса мне кажется наиболее прозрачной, а потому наиболее убедительной и заслуживающей внимания из множества аналогичных бардовских конкурсных площадок, с которыми мне приходилось знакомиться. Весь процесс подготовки и проведения этого «турнира» является открытым от начала до конца, вследствие чего не возникает никаких поводов для недоумений и сомнений относительно его честности и беспристрастности. Никакого «закулисья», никаких признаков интриг, протежирования или «вкусовщины», нередко встречающихся на подобных мероприятиях. И я с удовольствием принимаю приглашения организаторов уже не в первый раз.

Чего уж греха таить между своими соратниками: всем памятны раздоры, расколы, порой переходившие границы корректности, которые имели место даже на таких крупных и уважаемых фестивалях, как «Грушинский» или «Петаккорд». Что поделать, такова природа человеческая. И чем больше масштаб мероприятия, чем выше на нём «ставки», тем больше соблазнов применить недобросовестные ходы и сыграть «в тёмную». И вот за то, что в данном случае организаторы применили такую ясную схему конкурса – отдельный им, как сейчас принято говорить, респект. Приятно также, что организаторы в вопросе дальнейшего совершенствования этой схемы демонстрируют профессиональную гибкость и готовность к поиску и диалогу.

Следующим отрадным моментом информационной политики ИК мне показался широкий охват освещения конкурса, представленный на его сайте. Например, в открытом архиве ИК выложены материалы ВСЕХ НОМИНАНТОВ аж с 2011 года, а именно 3258 произведений! Интересуешься? – смотри, изучай, делай выводы. Подобного нет на ресурсах других аналогичных форумов. Во всяком случае, мне не попадалось. Обычно бывают выложены произведения лауреатов, но, чтобы представить и работы всех номинантов – это достижение ИК.

Ещё одно открытие – методика конкурсного отбора даёт возможность объявлять лауреатами сразу нескольких претендентов в номинации. Отличная идея! Таким образом, во главу угла ставится не соревновательная, а ТВОРЧЕСКАЯ задача: не выстроить участников по ранжиру, а выявить ВСЕХ, кого хочется слушать, кто показал достойные песни. Например, в апрельском этапе лауреатами объявлены аж пятеро авторов музыки! И это очень правильно, ибо меня как раз авторы музыки порадовали больше всех. У меня порой даже мысли разбегались: кому ставить «двойку»? А организаторы, оказывается, такой поворот дела предусмотрели. И вот итог – пять лауреатов. Блестяще!

Повторюсь (в прежних статьях уже писал об этом): очень импонирует профессиональное чутьё организаторов, тщательно старающихся соблюсти эстетическую и идейную ориентировку бардовской песни, защитить её главные ценности и свойства: приоритет поэтического слова, смысла, творческой беззаветности, являющиеся самыми ценными основами нашего искусства. Вы спросите: от чего или от кого защитить? От коммерциализации, агрессии и засилья элементов шоу-бизнеса, заполоняющих большинство бардовских подиумов.

К несчастью, налицо тенденция порабощения наших профильных сцен эстетикой яркой «картинки», шумной полифонии, предельно ритмизированных произведений, не наполненных внятным смыслом. Зачастую побеждает тот, кто громче шумит, эпатажней выглядит и агрессивней движется. А авторы и исполнители, представляющие содержательные и одухотворённые произведения тонут в этом шуме и уходят в небытие со своими чудесными песнями.

Как-то на Грушинском фестивале нашему выдающемуся барду Валентину Ивановичу Вихореву выпало выступать на «Главной» сцене после гремучего, эксцентричного и очень раскрученного рок-бард ансамбля, который своими оглушительными композициями с бесконечными музыкальными рефренами довёл публику до «папуасских» плясок. Когда Вихорев вышел к микрофону, толпа притихла, а он произнёс с оттенком сожаления: «Ну, после такого мощного успеха моих предшественников я и не знаю, что мне вам спеть, деточки…». Затем он отпел свой блок чудесных лирических песен, и к концу его выступления на поляне от всей толпы осталась небольшая группа ценителей Авторской песни. А остальные очень быстро удалились по кустам и кострам, видимо, до появления на сцене следующей бард-танцевальной команды. Очень бы не хотелось, чтобы подобный итог постиг всё наше искусство, которое просто заглушат кафоны, ударные установки, фуззы, реверы и прочие эффектные «примочки». И останутся только «танцы аборигенов». А такая угроза есть.

Несколько слов скажу о моментах, показавшихся мне проблемными в Шестнадцатом сезоне ИК, и которые, к сожалению, имеются в настоящее время во всех конкурсах АП.

Ни в коей мере не претендуя на роль критика, хочу поделиться своими сомнениями и опасениями. Мне показалось, что в итоговых решениях жюри всё же прослеживается тенденция поддаваться натиску формы исполнения. Я это ощутил и на себе. Конечно, мастерство подачи для выступающего публично человека – навык совершенно необходимый. Однако в искусстве Авторской песни (особенно в номинации «полный автор»!) вокально-инструментальный класс не должен затмевать смысл, поэзию и проникновенность. Понятное дело: номинант, являющийся профессиональным эстрадным певцом с «гнесинским» образованием сумеет покорить неискушённого слушателя куда более уверенно, чем бард классического формата. Но это не значит, что жюри конкурса АВТОРСКОЙ ПЕСНИ должно сделать его лауреатом за его вокальные данные, сценический драйв и владение инструментом.

Все мы знаем, что большинство наших бардов-классиков, с академических позиций судя, вообще не умели ни петь, ни играть. Однако, это не помешало им создать наше уникальное искусство и завоевать сердца народа буквально бессмертными произведениями. Поэтому, на мой взгляд, нам следует постоянно внимательно контролировать свой «судейский» подход и не поддаваться на очарование профессионального исполнения в ущерб содержанию и проникновенности песни.

Вообще представляется, что надо очень чётко придерживаться критериев номинации.

Если номинируется автор – обращаем внимание именно на уровень авторского откровения. Пусть у него слабый, дребезжащий голос и неуверенная игра, но если он представил (пофантазируем) песню «Пока земля ещё вертится», то лауреатом должен стать он, а не фактурный шоумен с энергичными, но полупустыми куплетами.

При оценке композиторской работы следует обращать внимание не только на качество раскрытия избранного поэтического произведения, но и на само его содержание. Допустим, автор музыки отлично справился с воплощением стихотворения, но оно само является по сути низкопробным, пошлым или пустым, хотя и мастерски написанным. То есть, если перед нами неполный автор или исполнитель, на них лежит ответственность не только за воплощение, но и ЗА ВЫБОР произведения. Сочинил, спел отлично, но песня вышла по смыслу и духу разрушительная, разлагающая, злая. Зачем поёшь?

Хотелось бы обратить внимание на следующий момент. Кажется, многие из тех, кто заявился в номинации «автор слов», не в полной мере осознали смысл этой категории и потому предложили свои варианты текстов на знаменитые, классические мелодии. А идею правильнее искать в подходе, представленном дуэтом Татьяны и Евгения Шкодиных, которые показали в этой номинации песни на стихи Татьяны и на оригинальную музыку Евгения. Вот этот путь выглядит творчески более убедительно. Возможен также вариант, когда автор музыки к стихам какого-либо поэта выставляет песню от его имени.

Бледнее всего мне показался материал, представленный авторами слов на чужую известную музыку. Тут я, кажется, не сделал для себя особых открытий. Но надо отметить, что и сама задача написать свой текст на классическую мелодию представляет особую сложность. Возможно ли взять знаменитую песню, скажем, Высоцкого и написать на неё свой текст, который превзойдёт оригинал? Какую цель ставит перед собой автор, вступая осознанно или неосознанно в конкуренцию с гением? Он, скорее всего, лишь поставит себя в неловкое положение и создаст, в лучшем случае, пародию или слабое подражание. Хотя, конечно, возможны исключения и удачи.

Обращу внимание на странную накладку, вызвавшую у меня недоумение: на январском этапе технично выступил замечательно спетый и убедительный ансамбль «Странники» из Германии, заслуженно ставший лауреатом с песней Александра Суханова «Зелёная карета». Однако, в исполнении ансамблем другой композиции автора Николая Емелина «Илья Муромец» произошло нечто непонятное. Я внимательно прослушал эту песню несколько раз и удивился её странной форме: дважды повторяется один и тот же текст, состоящий из двух четверостиший и припева, при этом как-бы отсутствует ключевой смысл песни. Песня ударная, былинного характера была прекрасно исполнена квартетом. Но я задался вопросом: в чём же смысл такого повтора, и почему после прослушивания возникает ощущение недосказанности? И обратился к первоисточнику – исполнению самого автора Николая Емелина. Оказалось, что текст, представленный «Странниками», был СУЩЕСТВЕННО изменён – купирован. Исключены несколько важных по смыслу строф, придававших произведению завершённость. Такая вольность в обращении с авторским вариантом, вероятнее всего, стала результатом того, что ребята просто взяли из интернета выложенный в доступ сокращённый текст, и песня утратила внятность. В связи с чем хотелось бы обратить внимание на необходимость максимально аккуратного отношения к авторскому материалу. Я не сторонник крайнего перфекционизма, но знаю, что все достойные поэты и барды вкладывают большой труд в доведение своих опусов до совершенства, и часто замена даже одного слова приводит к разрушению смысловой целостности. Что уж говорить о купировании целых строф!

Тревожной тенденцией мне показалась попытка некоторых номинантов использовать темы, кажущиеся заведомо выигрышными в идейном плане. Например, темы Великой Отечественной войны, Холокоста, демонстрация «казённого патриотизма». К волнующим и трагическим моментам нашей судьбы и истории нельзя подходить легковесно, ибо очевидна опасность скатиться в область «творческой спекуляции». И такую тенденцию сегодня нам приходится наблюдать как в официальном медийном пространстве, так, к сожалению, и в нашем песенном искусстве. Поскольку запрос на «патриотическую тематику» существует, некоторые авторы и исполнители штампуют трафаретные произведения, содержащие картины войны или показной «любви к Родине», полагая, что это и есть короткий путь к успеху у слушателей. Чем трепетней тема произведения, тем более трепетным должно быть и отношение к её раскрытию.

И в целом, надо отметить, что в нынешнее время Авторская песня существенно удалилась от своей, прежде приоритетной, социальной позиции. Почти не встречаются произведения гражданского, мировоззренческого, социально-политического звучания. Авторы в этом плане как бы «обеззубели». Преобладают отвлечённо-созерцательные мотивы, рефлективная лирика. Где последователи Высоцкого, Галича, Городницкого, Бережкова, Мирзаяна, Новеллы Матвеевой? Эти барды и в более суровые в цензурном плане времена не страшились поднимать самые острые вопросы общественного бытия, затрагивать сакраментальные темы Судьбы.

Радостным открытием для меня стало появление новой, на мой взгляд, «звезды» Авторской песни из Израиля Майи Городецкой (г. Модиин). Её композиторские работы произвели сильное впечатление смелостью выбора поэтического материала и уверенностью музыкальных решений. Стоит только перечислить имена выбранных поэтов – Арсений Тарковский, Давид Самойлов, Александр Пушкин… И, на мой взгляд, ни одного сбоя: в каждом случае ответственное композиторское решение, неформальное, вдумчивое прочтение трудных текстов. А уникальный, трогательный голос автора, оживляет в памяти голоса Новеллы и Веры Матвеевых.

Украсила конкурс своими песнями и хорошо известная, состоявшаяся как автор, Татьяна Храмова (г. Новосибирск). В проникновенной истории о потерянной Большой Любви в песне «Рассказ для одного человека» завораживает безыскусность, отсутствие общих мест. Трогает откровенность автора: ведь эта лирическая драма касается почти каждого из нас. И хоть повествование ведётся от женского лица, песня в целом лишена «жеманно-женственной» атрибутики, свойственной большинству произведений подобного характера. Очень тронуло и посвящение Виктору Луферову («Прохожий»), содержащее пронзительные, почти пророческие строки: «Он уходит тропами, прямо – ни одной… Мы его забудем, в голове – сквозняк… Мы-то неразлучные, Ну и пусть ушел!..» А ведь песня написана за 6 лет до ухода Виктора Архиповича из жизни…

Хочется отметить и необычное, новаторское искусство Игоря Петренко (г. Орёл), автора песни на стихи Валентины Патерыкиной «О дверях», которая была представлена в номинации «эксперимент» и действительно стала образцом удачного эксперимента. Точное раскрытие настроения стиха, неожиданная музыкальная линия, органично вплетённая в ткань текста, аккуратная аранжировка – всё это позволило мне предположить, что автор является достойным продолжателем традиций школы Владимира Бережкова, Виктора Луферова и Александра Мирзаяна.

Весьма самобытную версию истории Антуана де Сент-Экзюпери о Маленьком Принце предложил нашему вниманию автор из Германии Олег Миляев (г. Монтабаур), написавший песню на стихи Марата Абдрахманова. Вообще, этот сюжет из знаменитой трогательной сказки стал излюбленной темой для многих музыкальных интерпретаций. Однако в данном случае автору удалось не просто в очередной раз пересказать эту щемящую историю, но и найти в её сюжете скрытый главный вопрос: «Для чего стоит жить?» В результате получилась чудесная, завершённая песня, наполненная ясным и глубоким смыслом.

Дуэт наших дорогих ветеранов братьев Мироновых (г. Москва) уверенно занял лауреатскую позицию, исполнив свою песню на одно из самых известных стихотворений Александра Блока «Балаган», которое также неоднократно привлекало внимание наших авторов музыки. Братья Мироновы нашли свой поворот музыкального раскрытия произведения, едва ли не самый убедительный и проникновенный из всех, слышанных мной: их «Балаган» прозвучал по-новому, свежо и гармонично.

В сетевом обсуждении ИК столкнулся с мнением одного авторитетного комментатора, удивившегося, зачем принимать участие в конкурсах состоявшимся и признанным представителям бардовского сообщества, таким, например, как Татьяна Храмова и братья Мироновы. Признаюсь, я и сам до относительно недавнего времени не мог представить себя участником каких-то бардовских турниров. Мне казалось, что сам возрастной ценз делает моё появление в подобных состязаниях неуместным, претенциозным. Примерно до тридцати лет я был активным участником многих конкурсов и фестивальных «баталий», но ближе к сорока мне стало представляться, что возрастной порог остался позади, мои амбиции вполне удовлетворены достаточным количеством знаков признания и я надолго покинул бардовские ристалища.

Однако, в последние годы в результате бесед и обсуждений этой проблемы с некоторыми коллегами, поменял точку зрения, согласившись с тем, что участие наших признанных авторов в конкурсах не только уместно, но и благотворно.

Во-первых, их присутствие в списках номинантов поднимает статус и авторитет фестиваля. Во-вторых, поднимает и художественную планку действа, давая высококачественные творческие ориентиры. В-третьих, служит делу преемственности поколений и сохранению наших традиций. И, наконец, в-четвёртых (и, может быть, это главное!), приносит пользу самим участникам-«корифеям», давая возможность им в объективных условиях соразмерить свои творческие успехи с достижениями соратников, обогатив, таким образом, собственную эстетическую палитру и расширив кругозор знаний о новациях и тенденциях в нашем искусстве. Ведь все мы знаем, что автор часто не в состоянии абсолютно объективно оценить собственные опусы, и участие в конкурсе даёт ему возможность пройти такую «тарификацию», а заодно и познакомить широкую профильную публику со своими свежими произведениями.

Так что возьму на себя смелость выступить с призывом: «Барды-«корифеи», не стесняйтесь подавать заявки и номинироваться в конкурсах! Это не уронит вашего престижа, а наоборот, вызовет у всех нас чувство благодарности и уважения!»

К сожалению, в данном формате обозрения нет возможности высказать суждения обо всех порадовавших (или наоборот, расстроивших) обстоятельствах и деталях Шестнадцатого сезона ИК, поэтому я лишь вкратце коснулся некоторых из них, высказав суждения о тех авторах и исполнителях, которые стали у меня «двоечниками». Потому, пожалуй, перейду к завершающей части моего эссе – итоговому резюме.

В заключение хочется пожелать организаторам ИК достаточного запаса сил, энергии, энтузиазма для того, чтобы начатое ими прекрасное дело продолжалось как можно дольше и продуктивнее. Понятно, что в наше тревожное время с каждым годом организовывать подобные форумы становится всё сложнее и сложнее. Тем выше ответственность тех, кто не боится брать на себя такую трудную (а частенько и неблагодарную) миссию, сохраняя живые оазисы нашей традиционной бардовской песенной жизни и культуры. А остальным участникам конкурса, его слушателям и всем, кто сочувствует и поддерживает – счастья и творчества.

В. Капгер         07.06.2021

Комментарии

Владимир! Огромное спасибо за Ваш труд по анализу и обобщению происходящего на территории ИК и современной АП. Для меня очень важным оказался данный материал, т.к. решил большинство моих сомнений. Мой внутренний цензор совпал с Вашим по всем пунктам, начиная от ответственности за выбор текста и отношению к авторской номинации как к оцениванию произведения в первую очередь, а не исполнительского мастерства, и заканчивая совпавшим списком "двоечников" и их работ )))
Жаль, нельзя сидеть на 2-х креслах, и член жюри не может выставлять произведения на конкурс... но вот только что пришла идея: а не обязать ли членов жюри будущих ИК (по крайней мере авторов) в отдельную номинацию выставлять свои творения на суд участников ИК? И планка будет на должном уровне, и польза от критики, лечение синдрома "замыленного взгляда", когда со стороны можно увидеть очевидные промахи, не видные автору. Номинацию не делить по направлениям, лишь ограничить количество выставляемых творений.
Спасибо всем участникам ИК 16-го сезона! Творческого вам долголетия и новых интересных находок! Надеюсь, не прощаемся )))

Удачи!
Позаботьтесь о природе! Не распечатывайте этот документ без необходимости.

Владимир, большое спасибо за такое развернутое, доброжелательное и дельное "заключительное слово" по итогам сезона. Спасибо за симпатию к моим песням! Что касается меня, то в последнее время по ряду причин не хватает песенного круга, который иногда (не всегда!) образуется на фестивалях, посиделках, слётах, в походах... Для меня, да и для многих, думаю, такой песенный котёл, иногда спонтанно возникающий, иногда продуманно созданный, это то, ради чего я и езжу на фестивали, например. Поэтому понимаю очень хорошо желание Лёши поучаствовать как члену жюри в конкурсе каким-то образом. Почему нет? Например, хотя бы в специальный, заключительный этап включить членов жюри (конечно, по их желанию!), можно вне конкурса, а можно в конкурс... Оговорить, как это всё будет судиться... Спасибо организаторам и членам жюри за прекрасный конкурс (очень его люблю!), за уникально организованное пространство песен и общения (спасибо Фантому). До встречи!

Владимир, огромное спасибо за такую высокую оценку моего творчества! Буду идти дальше вперед! Я очень люблю этот конкурс. Он дает авторам возможность быть услышанными! Спасибо организаторам конкурса! Отдельное спасибо хочется сказать всем комментирующим членам жюри (Артуру, Алексею, Таните, Фантому, и другим) и всем неравнодушным участникам конкурса!

Добрый день, Владимир.

Благодарю Вас и, конечно же, всех членов жюри за столь лестную оценку наших песен!
Полностью согласен с Вами в отношении прекрасной организации конкурса, в особенности предоставленной возможности прямого общения, диалога.
Пользуясь этой возможностью хотел бы ответить на Ваш вопрос по поводу текста песни "Илья Муромец" в исполнении нашего квартета.
В свободном доступе в интернете существуют как минимум две версии песни в исполнении самого Николая Емелина.
Мы, будучи знакомы с ним лично (участники квартета и Николай жили раньше в Павлодаре) и имея возможность слышать его в оригинале взяли для исполнения ПЕРВУЮ версию, услышанную на концерте в 1988 году в Павлодаре и в последствии записанную на центральном телевидении для программы "Взгляд". Эта запись имеется в доступе с 2007 года. Текст этой записи практически совпадает с нашим, за исключением наложения первых и третьих строчек первого и второго куплета в повторе в третьем куплете. Мы отказались от такой подачи текста в пользу более ранней версии. Позже автор ДОПОЛНИЛ текст первого и второго куплетов, полностью отказавшись от третьего. Эта запись существует в интернете начиная с июня 2011 года. Запись нашего квартета тоже 2011 года, о чём я указал при публикации, но сделана она была на пару месяцев раньше. Кстати в коментариях к новой записи Николая, опубликованной от его имени в интернете, прилагается, как не странно, именно первоначальный текст.
Прилагаю ссылку на запись клипа песни от 2007 года.
Наверное моей ошибкой было то, что я не указал на наличие разных вариантов текста при подаче песни на конкурс.

С уважением

Олег Миляев

Большое спасибо Владимиру Капгеру за такой умный и доброжелательный "разбор полётов"!

Спасибо, уважаемый Олег, за такое подробное разъяснение ситуации с двумя вариантами текста. Теперь более или менее понятно. Однако, на мой взгляд, вариант сокращённого текста вызывает некое ощущение недосказанности. В песне не хватает смысловой канвы. Когда я это почувствовал, бросился изучать варианты авторского исполнения и обнаружил расширенный, более ясный вариант. Возможно, и сам автор это почувствовал и дополнил повествование, придав ему эпичности и многомерности. Поместив в пейзаж своих соратников - Добрыню и Алёшку - он как бы обратил слушателя к Васнецовскому сюжету, введя эту аллюзию. Появилась и мотивация: "Тот, кто слабым был, сразу сильным стал..." Появляется и реальный враг, пришедший с огнём и мечом. И возникает эпическая, многомерная картина, осмысленный сюжет. А в сокращённом варианте остаётся лишь красивая былинная зарисовка. Это, конечно, всего лишь моё мнение.
И, наверное, действительно, лучше было бы указать на наличие двух вариантов текста. Нам было бы проще сориентироваться. Во всяком случае, большое Вам спасибо за такую работу над песнями: получили удовольствие, слушая ваш квартет. Творческих успехов. И всем общим знакомым привет! 8-)
С уважением,
В. Капгер.

В. Капгер

Большое спасибо за похвалы! Доброе слово и админу приятно:)

Про жюрение... кхм-гмм... типа накалякать памятку для жюрей, что собсна судим и по каким критериям... возможно-возможно, а то чот на манифест действительно стали забивать. Правда жюрь существо сложное и ранимое, может расценить как диктатуру и громко послать на... Подумать надо над формулировками.

Что до прозрачности - в основном организаторы конкурсов очень сильно во всё это вовлечены, поэтому оставляют какие-то лазейки, чтобы протащить друзей или от спонсоров или ещё что подобное (могу на эту тему длинную статью написать, только она будет скучная и её никто не прочитает, но за сам факт написания меня потом сожрут). Для нас же это хобби, интересен скорее процесс. Ну и вообще, должна же быть хоть одна честная площадка?:)))

Кривыми должны быть извилины, а не руки.

Неее, я б ту скучную статью почитал, интересно очень:)))

Никогда не смейтесь над живыми драконами. — J. R. R. Tolkien

Ну, да!.. 8-)

В. Капгер

Почитал бы он, а огребать то мне)))

Ну если совсем кратко, то любой конкурс, где жюри собирается совещаться априори плох, потому что на оценку творчества накладываются неминуемые психологические игры внутри жюри. Дело тут не в том хорошие или плохие люди собрались, тут вообще роялит видовая психология - социальные иерархии, взаимодействия в их рамках, попытки ушатать и подняться выше, желание отвалить, етц. Короче этология. А ещё есть инстинкт размножения, который вообще работает всегда, ага, поэтому разнополое жюри неминуемо красуется друг перед другом. Поверх этого наслаивается уже высшая нервная деятельность вида "этот мне нравится, а этот меня земляным червяком называл", и это я пока всё ещё про взаимоотношения внутри жюри, до какого-то там барда, который зачем-то перед ними играл речи ещё не идёт. Дальше уже начинаются всякие умные и шибка вумные резоны вида "нам на концерте нужно минимум пол-часа выступлений лауреатов!". Потом идут деньги/дружба/политика. И только после всего этого дело доходит до творчества...

Хочешь объективности - вводишь тайное голосование. Хочешь больше объективности? Набираешь жюри с разных концов мира. Ещё больше? Не забывай проводить ротацию. И да, жюри должно быть минимум два, в идеале с разных планет, чтобы верхнее ну никак не могло влиять на нижнее. Правда здесь же возникает вопрос где набрать столько компетентного народу, чтобы нетребовались механизмы протаскивания талантов, которых не поняли.

Дальше сложный вопрос по математике - количество жюрей и бальная система, тут на одном полюсе вкусовщина, на другом попса. После того как система продумана хорошо бы её погонять - берём ручку, бумагу, учебник по терверу... Ещё хорошо бы написать скриптик, чтобы много не чиркать, но можно и табличкой в экселе обойтись. Где-то здесь выясняется, что теоретические измышлизмы неоч бьются с математикой:)

Ну и потом практика. А практика показывает всякую гадость, например что треть жюрей внезапно могут заболеть/забить, однако результат при этом не должен проседать ни по количеству ни по качеству, отсюда встают вопросы избыточности, и т.д. и т.п.

Всё это тесно переплетено с социологией, менеджментом, программированием, дизайном интерфейсов и чёрт знает с чем ещё.

Вообщем по-правильному тут материала на дохтурскую вааапще без проблем.

А ещё у нас денег на хостинге мало, поможите кто чем может а?

Кривыми должны быть извилины, а не руки.

Нуу.. не такая уж и скучная получилась. Правильно понимаю - это автореферат к дохерской? А сама когда? :))

Никогда не смейтесь над живыми драконами. — J. R. R. Tolkien

Всё верно. Надо что-то типа памятки-разъяснялки ЖЕЛАТЕЛЬНЫХ критериев жюрения. Умные члены жюри не воспримут эти пожелания как давление. Ведь это будет просто напоминание о ЕСТЕСТВЕННЫХ принципах подхода по умолчанию. И так всё понятно, а памятка только лишь вспомогательное средство. Кроме того, надо, наверное, проводить предварительный "инструктаж", что ли? Разъяснение художественной политики организаторов. Мол, мы ожидаем таких-то и таких-то подходов при вынесении вердиктов. По-моему, это нормально. Если у кандидата в члены жюри иной подход, он вправе отказаться.

Едва ли не на большинстве аналогичных форумов сталкиваюсь с откровенным игнорированием собственных же обещаний и принципов со стороны организаторов. Наобещают с три короба и не думают свои же авансы оправдывать. А на растерянные и возмущённые жалобы обманутых участников свирепо отвечают: "Прекратите клеветать... Не нравится, делайте сами... В вас чувство зависти говорит..."
Не буду приводить конкретные примеры по понятным причинам. Но таких примеров хватает.

А в случае с данным ИК именно очевидная свобода организаторов от меркантильных целей делает пространство конкурса свежим и комфортным.

В. Капгер

Так и вижу название диссертации: "Половоззрелость среднесписочного жюря в свете социальной иерархии как инструмент видовой психологии товаро-денежных отношений в срезе влияния АП на эволюцию социума с точки зрения дизайна интерфейсов инвариантного моделирования эмпирических диссонансов спектрального диффундирования шунтирующих проявлений резонанса"
Если будут открытые слушания, приглашай. Попкорн захватим )))

Удачи!
Позаботьтесь о природе! Не распечатывайте этот документ без необходимости.

"Почти не встречаются произведения гражданского, мировоззренческого, социально-политического звучания" - но если эти "звучания" не совпадают с мировоззрением жюри, а в бОльшей степени - администратора?
Может поэтому "почти не встречаются"?
Как-то некий Александр Городницкий жаловался, что в бардовской песне не стало поэзии... А он сам являлся администратором, фильтрующим финалистов, которых и оценивало жюри.
Один год мы с друзьями каждый выбрали по 10 наиболее понравившихся конкурсных песен, две у нас совпали у всех, но ни одна из наших всех песен не пробилась в финал.
Один мой знакомый (член союза композиторов) жаловался, что приходится судить откровенно дурные произведения из которых и выбирать-то нечего! Я ему этот же пример привёл и он со-мной согласился...
О, этот мир, где смысл не в почёте,
Наследие мыслителя прими!
На рваный мрамор цифры не по счёту,
Границы жизни вязью окайми.
В этом мире каждый может прожить только одну жизнь, а в этом конкурсе есть местные многократные победители этого конкурса - зачем?
Умножить одного "победителя" невозможно! Но при каждом повторении вы минусуете талант, который вы и не искали.

Я так чувствую в мой огород что-то прилетело:) Что ж, хоть я каммент и поздно прочитал, но чего бы и не ответить? Скоро новый сезон к тому же...

"но если эти "звучания" не совпадают с мировоззрением жюри, а в бОльшей степени - администратора?" - а пофигу, у администрации один голос в предварительном жюри и один в основном, собственно всё. На премодерации я иногда срезаю, но там или неформат (например рэп с матюками) или то за что нас посадят нахер (например "бей жидорептилоидов - спасай Руssь"), но и это редкость в большинстве там дубли и наглухо кривые заявки, которые заполняют видимо сильно много выпив.

"а в этом конкурсе есть местные многократные победители этого конкурса - зачем? Умножить одного "победителя" невозможно!" - может быть затем что базовая логическая единица конкурса это ЗАЯВКА? И здесь не только конкурс, здесь ещё и мастерская (положение я конечно не читал, но где-то в нём об этом писал), где мастерят... барабанная дробь... по заявкам! Нет у нас никаких лимитов на лауреатство, ни макс ни мин, может быть хоть ни одного хоть все, всё зависит только от мнения двух десятков членов жюри.

Кривыми должны быть извилины, а не руки.